Межкультурные компетенции в менеджменте
Компетенции (от лат.competentia – соразмерность) — это знания, навыки и опыт, необходимые человеку для эффективного решения вопросов и проблем в определенной сфере деятельности, в определенных условиях.
Кросс-культурные компетенции в менеджменте – это знания, навыки и опыт, необходимые менеджеру международной компании для эффективной работы в условиях иной этнокультуры.
Немецкий ученый-лингвист Карлфрид Кнапп кратко и четко сформулировал суть межкультурных компетенций, как способность человека понимать представителей других культур в такой же степени, как если бы они были представителями его родной культуры.
Существует ряд моделей кросс-культурных компетенций предложенных зарубежными и отечественными исследователями этого явления. Наиболее известной и полной моделью межкультурных компетенций является пятикомпонентная модель британского ученого Майкла Байрама. Согласно модели Байрама межкультурные компетенции включают в себя следующие компоненты:
- Отношения между представителями различных культур — этот элемент модели фиксирует способности индивидуума к проявлению открытости, интереса и готовности отказаться от предубеждений относительно чужой культуры.
- Базовый объем знаний – этот элемент модели консолидирует предварительный объем знаний, необходимых индивидууму для обеспечения его кросс-культурных компетенций на требуемом уровне.
- Умения приобретения новых знаний и оперирование ими в практике межкультурного общения – этот элемент модели отражает способности индивидуума к приобретению новых знаний о культурных практиках чужой страны, а также его способности оперировать этими знаниями в реальных условиях.
- Навыки интерпретации – этот элемент модели характеризует способности индивидуума к адекватному толкованию и объяснению различных источников и событий другой культуры, соотнесению этих познаний с явлениями собственной культуры.
- Критическое осознание культуры – этот элемент модели заключается в способности к критическому оцениванию различных аспектов чужой и родной культур.
Признаком того, что менеджер приобрел и успешно использует в реальной практике межкультурные компетенции в достаточном объеме, является то, что он демонстрирует:
— способность к успешному противостоянию и оперативному избавлению от симптоматики и последствий кросс-культурного шока,
— способность к адекватной интерпретации и восприятию окружающей его новой реальности,
— способность к преодолению ранее сложившихся профессиональных, социальных и этнических стереотипов относительно культуры будущей страны пребывания,
— способность к избавлению от элементов этноцентризма, то есть убежденности в том, что его родная этнокультура имеет какое-либо превосходство относительно культуры другой страны,
— способность к глубокому погружению в атмосферу иной культуры, к быстрой ассимиляции и адаптации,
— готовность к соблюдению этических и этикетных норм и требований новой культурной среды.
Уровень культурных компетенций (англ. cultural quotient, CQ) международного менеджера можно определить при помощи специальных тестов и по специальной шкале по аналогии с популярным измерением уровня интеллекта человека (IQ).