Межкультурные компетенции в менеджменте

Компетенции (от лат.competentia – соразмерность) — это знания, навыки и опыт, необходимые человеку для эффективного решения вопросов и проблем в определенной сфере деятельности, в определенных условиях.

Кросс-культурные компетенции в менеджменте – это знания, навыки и опыт, необходимые менеджеру международной компании для эффективной работы в условиях иной этнокультуры.

Немецкий ученый-лингвист Карлфрид Кнапп кратко и четко сформулировал суть межкультурных компетенций, как способность человека понимать представителей других культур в такой же степени, как если бы они были представителями его родной культуры.

Существует ряд моделей кросс-культурных компетенций предложенных зарубежными и отечественными исследователями этого явления. Наиболее известной и полной моделью межкультурных компетенций является пятикомпонентная модель британского ученого Майкла Байрама.  Согласно модели Байрама межкультурные компетенции включают в себя следующие компоненты:

  1. Отношения между представителями различных культур – этот элемент модели фиксирует способности индивидуума к проявлению открытости, интереса и готовности отказаться от предубеждений относительно чужой культуры.
  2. Базовый объем знаний – этот элемент модели консолидирует предварительный объем знаний, необходимых индивидууму для обеспечения его кросс-культурных компетенций на требуемом уровне.
  3. Умения приобретения новых знаний и оперирование ими в практике межкультурного общения – этот элемент модели отражает способности индивидуума к приобретению новых знаний о культурных практиках чужой страны, а также его способности оперировать этими знаниями в реальных условиях.
  4. Навыки интерпретации – этот элемент модели характеризует способности индивидуума к адекватному толкованию и объяснению различных источников и событий другой культуры, соотнесению этих познаний с явлениями собственной культуры.
  5. Критическое осознание культуры – этот элемент модели заключается в способности к критическому оцениванию различных аспектов чужой и родной культур.

Признаком того, что менеджер приобрел и успешно использует  в реальной практике межкультурные компетенции в достаточном объеме, является то, что он демонстрирует:

–  способность к успешному противостоянию и оперативному избавлению от симптоматики и последствий кросс-культурного шока,

– способность к адекватной интерпретации и восприятию окружающей его новой реальности,

– способность к преодолению ранее сложившихся профессиональных, социальных  и этнических стереотипов относительно культуры будущей страны пребывания,

– способность к избавлению от элементов этноцентризма, то есть убежденности в том, что его родная этнокультура  имеет какое-либо превосходство относительно культуры другой страны,

– способность к глубокому погружению в атмосферу иной культуры, к быстрой ассимиляции и адаптации,

– готовность к соблюдению этических и этикетных норм и требований новой  культурной среды.

Уровень культурных компетенций (англ. cultural quotient, CQ)  международного менеджера можно определить при помощи специальных тестов и по специальной шкале по аналогии с популярным измерением уровня интеллекта человека (IQ).