Деловой конструктивный спор

Медленное принятие управленческих решений (УР) в современном быстроизменяющемся мире чревато для бизнеса большими, иногда катастрофическими, потерями. В деловой практике встречаются особые периоды, когда внезапно появляются благоприятные, но очень кратковременные, возможности для радикального улучшения бизнес-позиции. И неспешное реагирование бизнеса на возникшие возможности может обнулить предоставляемый ему  шанс.

Необходимость оперативного принятия УР не позволяет руководителю, к сожалению, спокойно ознакомиться с полной и достоверной информацией, касающейся сути проблемы, провести необходимые всесторонние исследования и выработать разноплановые и эффективные альтернативы.

В такой ситуации требуется максимальное и быстрое вовлечение сотрудников, обладающих уникальными знаниями и опытом, в процесс поиска оптимального решения.

Самым продуктивным способом такого вовлечения, помимо широко применяемого «мозгового штурма», является метод «делового конструктивного спора».

Деловой конструктивный спор, из-за различия точек зрения его участников, обладает значительным потенциалом для стимулирования креативного мышления, стремительного, объемного и глубокого погружения в проблему, требующую быстрого  решения.

Деловой конструктивный спор отличается от различных видов неконструктивного спора (дебаты, полемика, софистика и др.) тем, что нацелен на интеллектуальный поиск наилучшего варианта решения бизнес-задачи, а не на достижение спорщиками своей правоты любой ценой, либо получение ими адреналина от самого процесса спора. Деловой конструктивный спор подразумевает взаимную вежливость, честность участников, аргументированность каждого утверждения.

Стимулирование делового конструктивного спора необходимо для активизации действий его участников в поисках выработки оптимального решения УР в условиях дефицита времени и информации.

Существует ряд приемов стимулирования делового конструктивного спора:

Прием «идея-контридея» — все привлекаемые в деловой спор сотрудники-эксперты делятся на две автономные группы. Каждой из групп доводятся все сведения, имеющиеся по одной и той же проблеме, и предлагается сгенерировать ряд альтернатив по ее разрешению. После выполнения этого задания, группы обмениваются  внесенными пакетами альтернатив и, далее, обсуждают различные варианты до тех пор, пока не придут к согласованному УР.

Прием «адвокат-дьявола» — в группу привлекаемых в деловой спор сотрудников-экспертов вводят так называемую должность «адвоката-дьявола». Его задачей является критика любых предложений, аргументов и утверждений группы. При этом, он вправе менять свою позицию во время делового спора и вносить свои контр — предложения. Такой формат конструктивного спора исключает внесение преждевременных, лежащих на поверхности альтернатив и пассивный, непродуктивный подход к процессу выработки оптимального УР.