Иранская деловая культура

Деловая культура Исламской Республики Иран, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика иранцев отличается такими качествами, как:

– религиозность и патриотизм – ярко выраженное национальное самосознание, любовь к родине, следование нормам и традициям ислама являются основополагающими ценностями для жителей Ирана. Этому, безусловно, способствует влияние богатейшей истории и культуры одной из самых древних и могущественных цивилизаций на нашей планете – персидской цивилизации, преемником которой является современный Иран.

 – обостренное внимание к семейным ценностям –  крепкие семейные, родственные, клановые отношения в Иране являются становым хребтом нации. Такие отношения обеспечивают мощную и всестороннюю помощь и поддержку всем членам рода или клана в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Особенно большое уважение и поклонение оказывается старшим членам семьи и детям. Без серьезных родственных неформальных связей в этой стране сложно рассчитывать на успех в обустройстве своего быта, при трудоустройстве, продвижении по службе, организации бизнеса, установлении деловых отношений с иностранными предпринимателями и т.д.

– доброжелательность и коммуникабельность — иранцы очень контактные и общительные люди. Они быстро знакомятся, красноречиво и очень уважительно разговаривают, в момент знакомства с удовольствием обнимаются и жмут друг другу руки. Прикладывая правую руку к сердцу иранцы, тем самым, выражают собеседнику особое почтение, благодарность и внимание. Жители Ирана в высшей степени добродушный и дружелюбный народ, они открыты и всегда готовы прийти на помощь как друг другу, так и незнакомому человеку. Отличительной чертой иранцев является их непревзойденное  гостеприимство, обвинение в негостеприимстве считается  в Иране одним из самых горьких и тяжких.

– трудолюбие и предприимчивость – иранцы имеют многовековые коммерческие навыки и традиции, они обожают торговать и торговаться, в совершенстве владеют искусством продаж. Иран занимает одно из ведущих мест в Азии по продолжительности рабочего времени, иранцы работают очень много, они упорны и терпеливы, стараются выполнять работу добросовестно и качественно.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Иранский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

  • Договоренность о деловых переговорах с иранским предпринимателем, чаще всего, достигается при помощи общих знакомых, имеющих доверительные отношения с обеими сторонами предполагаемой бизнес-сделки.
  • Деловая встреча должна с вашей стороны готовиться. Подготовка заключается в четком и детальном владении любой финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может быть интересной иранской стороне в ходе переговоров. Необходимо, также, иметь с собой нужные документальные источники, проект контракта, а также визуальные материалы, включая красочно оформленную презентацию на английском и персидском языках с графиками и цифрами.
  • Деловая беседа начинается, как правило, в установленное время. Но поскольку иранцы не считают опоздание нарушением этикета, необходимо быть готовым к задержке начала встречи на 10 – 20 минут.
  • Одежда делового человека на переговорах в Иране должна выглядеть достаточно консервативно, но, в то же время, элегантно. Для мужчин уместен следующий дресс-код – темный костюм, светлая рубашка с длинным рукавом и отсутствие галстука. Требования к дресс-коду женщины, участвующей в деловой беседе, заключаются в том, что ее одежда должна иметь спокойный, строгий цвет и быть способной надежно покрывать голову, колени, руки и плечи.
  • Знакомство и деловое приветствие мужчины в Иране сопровождается рукопожатием и прикладыванием правой руки к сердцу. Мужчина и женщина  не только не здороваются за руку, но и избегают любых телесных контактов. Они просто ограничиваются словесным приветствием и легким поклоном.
  • Обмен визитками в начале встречи очень полезен. Визитная карточка, помимо контактов, имени и фамилии, должна включать в себя информацию о вашей компании, о вашей должности в компании и об иных регалиях. При этом, желательно, чтобы данная информация дублировалась на английском и  персидском языках.
  • Обращение к иранскому бизнесмену при деловом общении осуществляется по должности и фамилии. Визитная карточка как раз и служит для правильного произношения фамилии и должности.
  • Беседа с иранским бизнесменом происходит в вежливой и дружелюбной форме, с улыбками и комплиментами, с жестами и мимикой, а иногда и с бурлящими эмоциями. Первая часть беседы или целиком первая встреча призвана сформировать доверительные и открытые, а в идеале, дружеские отношения между потенциальными партнерами. На этой стадии разговор может посвящаться общим вопросам – местным достопримечательностям, климатическим особенностям страны, спорту, национальной кухне и т.д.  Затем идет переход к основной части деловых переговоров, где и происходит обсуждение деталей предлагаемого контракта. В ходе переговоров необходимо  торговаться, отстаивая свою позицию уверенно и аргументировано. Для достижения положительного результата следует ярко и живо расписать достоинства проекта, обратив внимание на надежность сделки, ее долгосрочность и финансовую выгоду для обеих сторон.  Достигнутые  договоренности с иранским бизнес-партнером необходимо сразу фиксировать в письменном виде. Необходимо иметь в виду, что деловым людям Ирана не свойственно прямо высказывать несогласие с мнением партнера или напрямую отказываться от сделки.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Ирана и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – иранская деловая культура имеет все признаки высококонтекстной культуры. Сведения, которыми намерен поделиться иранец, находятся не в его прямой речи, а в контексте, т.е. как-бы между строк. Информирование собеседника осуществляется иранцем двусмысленно, иносказательно, при помощи жестов и мимики.
  • Критерий «время» – деловая культура Ирана является полихромной, то есть иранцы не отличаются пунктуальностью, они не концентрируются на одном виде деятельности в определенный отрезок времени, а работают, чаще всего, над несколькими проектами. Иранцы, в случае необходимости, спокойно переключаются на другую работу, не завершив предыдущую. Время для иранцев представляется не линейно, а объемно, в виде некого узла пересечения многих событий.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Ирана характеризуется индексом выше среднего (58) – это говорит об иерархичности общества и высокой степени централизации власти, при этом неравенство воспринимается иранцами как естественная часть жизни.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет также индекс выше среднего (59) – иранцы с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности, на потенциальную возможность каких-либо рисков. Их вполне устраивает традиционализм и   тщательная  регламентация общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается индексом ниже среднего (41) и это указывает на то, что  Иран, в основном, привержен ценностям коллективистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению общих, а не личных целей.
  • Параметр «мужественность» также характеризуется индексом, стремящимся к среднему (45). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, в Иране присутствуют ценности, характерные для мужской культуры (успех в работе, самореализация), с другой стороны – ценности женской культуры (стремление к компромиссу, взаимопомощь, гармоничные взаимоотношения между людьми).
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет очень низкий индекс (14) – это говорит о том, что иранцы не готовы трудиться во имя далекого будущего, и настроены на получение положительного эффекта от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Ирана характеризуется индексом ниже среднего (40), и это свидетельствует о  том, что Иран является достаточно сдержанным обществом, которое не готово в полной мере удовлетворять те желания граждан в веселье и наслаждении жизнью, которые выходят за рамки традиций, обычаев и норм.