Индийская деловая культура

Деловая культура Индии, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика индийцев отличается такими качествами, как:

– почитание семейных ценностей и коллективизм – семья занимает важнейшее место в системе ценностей индийцев. Индийцы с древних времен привыкли жить большими семьями и решать все важные, в том числе деловые, вопросы всей общиной.

– оптимизм и доброжелательность – индиец уверен, что все, что случается в его жизни, и хорошее и плохое, – происходит по воле кармы и божественных сил. Поскольку повлиять на свою судьбу человек все равно не может, то нужно просто надеяться на удачу, и радоваться жизни каждый отпущенный день и миг. Отсюда позитивный взгляд на мир, доброжелательность, дружелюбие и приветливость индийцев.

– коммуникабельность и покладистость – индийцы очень контактные люди, они легко знакомятся, быстро становятся друзьями и с удовольствием общаются. Легкость в общении  возникает из-за того индийцы не обидчивы, неконфликтны, стараются избежать споров и вести себя дружелюбно и мирно. Индийское общество отличается несметным количеством неформальных дружеских личных связей, что, безусловно, отражается на характере деловой практике в этой стране.

– предприимчивость и креативность – индийцы на протяжении многих столетий развивали свои коммерческие навыки и способности. Они в совершенстве владеют искусством торговли, искусством достижения наибольшей выгоды в коммерческих операциях. Кроме этого индийцы – довольно творческие личности. Они открыты всему новому, быстро учатся, перенимают прогрессивные идеи и успешно адаптируют их под индийские реалии.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Индийский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

  • Предварительная договоренность о деловой встрече с потенциальным бизнес-партнером в Индии достигается, как правило, при помощи общего знакомого, имеющего доверительные отношения с обеими сторонами. Уточнение даты и повестки встречи происходит путем обмена официальными письмами не менее чем за месяц до начала встречи.
  • Деловая встреча с вашей стороны должна быть хорошо подготовлена. Подготовка заключается в подготовке красочной презентации на английском языке и, желательно, на языке хинди, содержащей подробную информацию о вашей компании и о проекте. Кроме этого, нужно быть внутренне готовым к длительному, сложному, неформальному процессу переговоров. Для этого необходимо подробно ознакомиться с индийскими нормами и традициями ведения деловых переговоров.
  • Деловые переговоры начинаются, как правило, в установленное время, хотя, в целом, индийцы спокойно относятся к пунктуальности и небольшое опоздание допустимо.
  • Одежда делового человека на переговорах в Индии должна быть достаточно консервативной. Индийский дресс-код для мужчин представляет собой классический костюм, белую рубашка и галстук спокойной расцветки. Летом, в жаркое время, вполне уместна светлая рубашка с коротким рукавом под галстук. Дресс-код для женщин – брючный костюм либо блузка приглушенных тонов и строгая юбка средней длины.
  • Деловое знакомство и классическое национальное приветствие в Индии сопровождается кивком и поднятием на уровень груди сложенных в ладонях рук (жест «анджали»). Приветствуя европейца, индиец может проявить инициативу и пожать ему руку. Рукопожатие в Индии недолгое и легкое. Но представительницам прекрасного пола руку не пожимают, для женщин уместно исключительно национальное приветствие. В момент знакомства непозволительны объятия собеседника, похлопывание его по плечу или спине.
  • Обмен визитками в начале встречи является важным мероприятием. Она должна быть на английском языке и содержать информацию о вашем имени и фамилии, о контактных адресах и телефонах, о всех ваших должностях и званиях, о вашем участии в различных организациях, в той или иной степени связанных с Индией. Необходимо иметь достаточный запас визитных карточек, чтобы вручить всем индийцам, с которыми происходит знакомство.
  • Обращение друг к другу в ходе делового общения в Индии осуществляется по фамилии, но перед фамилией обязательно произносятся или слова «мистер», «мисс», «миссис», или наименование статуса собеседника «Профессор», «Доктор» и т.д. информацию о котором можно подчерпнуть из визитки.
  • Деловая беседа с индийским бизнесменом происходит в исключительно вежливой, доброжелательной и неторопливой форме с улыбками и комплиментами. Первая часть беседы или целиком первая встреча призвана сформировать доверительные и открытые, а в идеале, дружеские отношения между потенциальными партнерами. На этой стадии разговор может посвящаться местным достопримечательностям, климатическим особенностям страны, спорту, личной и семейной жизни.  Затем идет переход к основной части деловых переговоров, где и происходит обсуждение деталей предлагаемого контракта. В ходе переговоров необходимо  торговаться, отстаивая свою позицию уверенно и аргументировано. Для достижения положительного результата следует ярко и живо расписать достоинства проекта, обратив внимание на надежность сделки и ее финансовую выгоду для обеих сторон. Индийские предприниматели считаются жесткими переговорщиками, но в то же время они готовы идти на разумный компромисс.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Индии и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – индийская деловая культура имеет выраженные признаки высококонтекстной культуры. Эта культура характеризуется наличием мощных неформальных информационных связей, при помощи которых и происходит основной обмен информацией между ее гражданами. Информация собеседнику предоставляется индийцем, чаще всего, не напрямую, а через скрытый контекст – двусмысленно и иносказательно. Большое значение при передаче информации имеют и невербальные элементы – темп и громкость речи, жестикуляция, выражение лица.
  • Критерий «время» – деловая культура Индии является полихромной, то есть индийцы не концентрируются полностью на одном деле или проекте и могут, при необходимости, спокойно переключаться  на другую работу, не завершив предыдущую, или завершив позже. Время для индийцев представляется не линейно, а объемно, в виде некого узла пересечения многих событий.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Индии характеризуется высоким индексом (77) – это говорит об иерархичности общества, автократичности власти и высокой степени ее централизации.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет индекс ниже среднего (40) – индийцы толерантны к элементам неоднозначности и неясности, относительно сдержано и спокойно реагируют на  возникновение каких-либо рисков и неожиданностей. Дли них вполне комфортно решение проблем через неформальные отношения, а не при помощи регламентирующих процедур.
  • Параметр «индивидуализм» оценивается средним индексом (48) и это указывает на то, что деловая культура Индии, с одной стороны, привержена ценностям коллективистской культуры, при которой члены общества стремятся к достижению общих, в том числе семейных, целей, а с другой стороны, эта культура носит отчетливо выраженные индивидуалистские черты (стремление к творчеству, свободе, самостоятельности, получению удовольствия и т.д.).
  • Параметр «мужественность» характеризуется индексом выше среднего (56). Это свидетельствует о том, что индиец тем или иным способом старается достичь положительного для него результата. Ценности, характерные для мужской культуры (успех на рабочем месте, состоятельность, самореализация) являются, чаще всего,  для индийца доминирующими.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет средний индекс (51) – это говорит о том, что индийцы, с одной стороны, готовы трудиться во имя далекого будущего, а, с другой стороны, хотели бы почувствовать положительный эффект от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Индии характеризуется низким индексом (26), а это свидетельствует о неготовности общества удовлетворять те желания граждан в веселье и наслаждении жизнью, которые выходят за рамки традиций, обычаев и норм.