Израильская деловая культура

Деловая культура Израиля, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении длительного времени и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика израильтян отличается такими качествами, как:

– патриотизм и любовь к родине – драматическая многовековая история еврейского народа и напряженное настоящее побуждает израильтян испытывать особые чувства к своей стране. Защита родины в Израиле – это почетная миссия всех его граждан, а это в свою очередь способствует формированию у израильтян таких качеств как ответственность, самодисциплина, стремление к независимости,

– религиозность и предприимчивость – прирожденные коммерческие способности и качества израильтян  во многом обязаны иудаизму. Еврейская религиозная деловая этика много веков назад ясно определила нравственные нормы ведения бизнеса – честность, порядочность, достоинство, забота о партнерах,

– готовность к риску и свободолюбие – израильтяне генетически стремятся к свободе и независимости, в том числе в трудовых и деловых отношениях. Это часто подталкивает их к переходу из наемных работников в частные предприниматели, что способствует увеличению количества граждан Израиля, отправляющихся в путешествие по жестким волнам бизнеса. Нередко таких израильтян ожидает удача благодаря их готовности к риску и такому  свойству еврейского характера как хуцпэ (от идиш – дерзость). Хуцпэ – это невообразимая смелость в делах, граничащая с наглостью.

– доброжелательность и отзывчивость – израильтяне в высшей степени отзывчивый и дружелюбный народ. Детей тут с младых лет подбадривают и нахваливают  за любые позитивные  действия и поддерживают в случае неудачи. Воспитанные в такой обстановке люди всегда готовы помочь и поддержать своих родственников, друзей или партнеров. Отказ человеку в помощи в критической ситуации считается в Израиле крайне неблаговидным поступком и жестко осуждается обществом.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Израильский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении столетий.

  • Договоренность о деловых переговорах в Израиле достигается при помощи личных связей или через общего знакомого, имеющего доверительные отношения с обеими сторонами переговоров. Конкретное время намечаемой деловой встречи может быть предложено неожиданно, без сложных формальностей, по телефону или электронной почте.
  • Деловая встреча с вашей стороны должна быть подготовлена. Подготовка заключается в детальном владении любой финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может быть интересной израильской стороне в ходе переговоров. Кроме этого необходимо иметь с собой необходимые документальные источники, проект контракта, а также визуальные материалы, включая презентацию.
  • Деловая встреча начинается, как правило, в установленное время, хотя в Израиле задержка на 10 – 15 минут опозданием не считается. Часто такие встречи происходят не в офисе, а в кафе или ресторане.
  • Одежда делового человека на переговорах в Израиле из-за особенностей ближневосточного климата не отличается излишней формальностью. Основные требования к дресс-коду – скромность, практичность и комфорт.
  • Знакомство и деловое приветствие в Израиле сопровождается рукопожатием и улыбкой. При этом, если на встрече присутствует женщина, то мужчина должен первым протянуть руку для рукопожатия. Похлопывание по плечу в момент знакомства вполне приемлем. В качестве приветствия обычно говорят «Шалом» и обмениваются визитками.  В процессе делового общения принято обращаться к собеседнику по имени и на «ты».
  • Беседа с израильским бизнесменом происходит в исключительно спокойной и доброжелательной форме. Начало разговора, как правило, посвящено более тесному знакомству и установлению доверительных отношений. На этом этапе встречи вам могут быть заданы и личные вопросы – о семейном положении, уровне заработной платы или иных доходах, отношение к религии и т.д. Переход к чисто деловой части беседы происходит быстро, поскольку израильтяне нацелены на результат и не очень отвлекаются на второстепенные, несущественные вопросы. В ходе переговоров необходимо  активно торговаться, отстаивая свою позицию уверенно и аргументировано. Израильские предприниматели считаются жесткими переговорщиками, в то же время они достаточно гибки, избегают излишних процедурных формальностей, решения по сделке принимают оперативно с обязательной фиксацией их на бумаге.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Израиля и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – израильская деловая культура имеет все признаки низкоконтекстной культуры. Информация деловому собеседнику, как правило, предоставляется израильтянином не иносказательно и туманно, а при помощи прямой и выразительной манеры речи.
  • Критерий «время» – деловая культура Израиля является полихромной по ряду основных признаков. Так, израильтяне спокойно относятся к пунктуальности и могут переходить к новому делу, не завершив предыдущее. Большинство израильтян занимаются сразу несколькими проектами. Для них более значимы межличностные, человеческие отношения, чем формальное соблюдение планов или графиков. Время для них представляется не в линейном, а в циклическом формате.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Израиля характеризуется очень низким индексом (13) – это говорит о демократичности общества и низкой степени централизации власти,
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (81) – израильтяне с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности.  Они не возражают против  регламентации общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается средним индексом (54) и это указывает на то, что Израиль, с одной стороны, привержен ценностям коллективистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению общих целей, а, с другой стороны, среди израильтян существует сильное стремление к самореализации в самых различных направлениях деятельности.
  • Параметр «мужественность» характеризуется также средним индексом (47). Это свидетельствует о том, что в Израиле отлично уживаются, как ценности, характерные для мужской культуры (успех, состоятельность, жизнь ради работы), так и ценности женской культуры (взаимопомощь, стремление к компромиссу, забота о качестве жизни).
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет индекс чуть ниже среднего (38) – это говорит о том, что израильтяне не очень готовы трудиться во имя далекого будущего и хотели бы получить положительный эффект от своей работы уже в обозримое время.