Греческая деловая культура

Деловая культура Греции, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика греков отличается такими качествами, как:

– патриотизм и чувство собственного достоинства – современные греки являются потомками древних эллинов, положивших начало философии, науке и искусству. Сам термин «этика» имеет древнегреческое происхождение. Осознание греками величия своего исторического прошлого стимулирует у них чувство исключительного патриотизма и любви к родине. А это, в свою очередь, порождает у греков чувство собственного достоинства, проявляющееся как в уважении к себе, так  и в уважении к окружающим их людям.

– оптимизм  и уверенность в себе – греки являются одной из самых жизнелюбивых наций на планете. Им нравится наслаждаться жизнью и ценить ее каждый счастливый момент. Хорошее, всегда праздничное настроение, неиссякаемый оптимизм порождают у греков, с одной стороны, избыточную беззаботность, а, с другой стороны, – самодостаточность и уверенность в себе.

– дружелюбие и общительность – греки обладают такими замечательными ментальными свойствами как доброжелательность и коммуникабельность, они открыты, быстро знакомятся, очень редко обижаются и могут от души посмеяться как над хорошей шуткой, так и над собой. Они гостеприимные и радушные люди, всегда готовы бескорыстно помочь близким и окружающим.

– эмоциональность и свободолюбие – греки отличаются экспрессивностью, темпераментным  стилем общения, высокой скоростью речи и энергичной жестикуляцией. Они генетически стремятся к внутренней независимости и свободе, что выражаются в их активном участии в забастовочном движении и демонстрациях.

– способность к коммерции и предприимчивость – греки имеют давние традиции торговли, любят и умеют находить нестандартные решения и компромиссы, устраивающие все стороны бизнес-сделки.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Греческий деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

  • Договоренность о деловых переговорах с бизнес-партнером в Греции достигается, как правило, заранее,  при помощи личных связей или общего знакомого.
  • Деловая встреча должна быть подготовлена с вашей стороны. Подготовка заключается в четком и детальном владении любой финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может быть интересной греческой стороне в ходе переговоров. Необходимо, также, иметь с собой нужные документальные источники, проекты контрактов, а также визуальные материалы, включая тщательно оформленную презентацию на английском и греческом языках с графиками и цифрами. Кроме этого, желательно иметь с собой положительные отзывы других ваших иностранных партнеров о работе с вами, поскольку это в Греции способно произвести нужное впечатление на потенциального бизнес-партера.
  • Серьезная деловая встреча начинается, как правило, в заранее установленное время, хотя в целом к пунктуальности греки относятся достаточно спокойно и опоздания их особо не раздражают. Местом деловых переговоров, чаще всего, является не офис, а кафе или ресторан.
  • Одежда делового человека на переговорах в Греции выглядит вполне консервативно — классический костюм темного цвета и светлая рубашка для мужчин и юбочный костюм или строгое платье для женщин. Хотя не критично, если будет и менее формальный стиль одежды.
  • Знакомство и деловое приветствие в Греции сопровождается крепким рукопожатием, улыбкой и открытым, прямым взглядом.
  • Обмен визитками в начале встречи очень важен. Визитка, помимо имени, фамилии и контактов, должна включать в себя сведения о вашей компании, о вашей должности и ваших званиях и регалиях. Визитная карточка оформляется, как минимум, на двух языках – английском и греческом.
  • Обращение к греческому бизнесмену в процессе делового общения осуществляется при помощи слов кириос (греч. Кύριος – господин) или кирия (греч. Κυρία – госпожа), затем указывается имя и фамилия.
  • Беседа с греческим бизнесменом происходит в доброжелательной, непринужденной форме с шутками и жестикуляцией. В начальной части переговоров грек может задавать вопросы, касающиеся семьи, заработка и других нюансов вашей личной жизни. Затем, и достаточно быстро, происходит переход к неформальному, дружескому общению, где, собственно, и идет обсуждение сделки. Для достижения положительного результата необходимо ярко и живо расписать или продемонстрировать греку достоинства и характеристики продукта, обратив внимание на финансовую выгодность сделки для обеих сторон. Любые устные договоренности с греческим бизнес-партнером необходимо сразу подстраховывать в письменном виде.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Греции и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – греческая деловая культура имеет все признаки высококонтекстной культуры. Сведения, которыми намерен поделиться грек находятся, не столько в его прямой речи, сколько в контексте, т.е. как-бы между строк. Информирование собеседника часто осуществляется греком  неформально, иносказательно, при помощи жестов и эмоций.
  • Критерий «время» – деловая культура Греции является полихромной, то есть греки не слишком пунктуальны и не очень сконцентрированы на одном виде деятельности. Они могут спокойно переключаться на другую работу, не завершив предыдущую. Время для греков представляется не в виде прямолинейного пути, а объемно, в виде некого узла пересечения многих событий.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Греции характеризуется индексом выше среднего (60) – это говорит об иерархичности общества и высокой степени централизации власти, при этом неравенство воспринимается греками как естественная часть жизни.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (100) – греки с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности, на потенциальную возможность каких-либо рисков. Их вполне устраивает традиционализм и   тщательная  регламентация общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается индексом ниже среднего (35) и это указывает на то, что  Греция в основном привержена ценностям коллективистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению общих целей, и только во вторую –  личных.
  • Параметр «мужественность» характеризуется индексом выше среднего (57). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, в Греции присутствуют ценности, характерные для мужской культуры (успех, самореализация, жизнь ради работы), с другой стороны – ценности женской культуры (стремление к компромиссу, гармоничные взаимоотношения между людьми).
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет средний индекс (45) – это говорит о том, что греки, с одной стороны, готовы трудиться во имя далекого будущего, а, с другой стороны, хотели бы получить ощутимый положительный эффект от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Греции характеризуется также средним индексом (50), а это свидетельствует о неготовности общества в полной мере удовлетворять те желания граждан в веселье и наслаждении жизнью, которые выходят за рамки традиций, обычаев и норм.