Польская деловая культура

Деловая культура Польши, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика поляков отличается такими качествами, как:

– обостренное чувство личного достоинства и патриотизма – эти качества присущи полякам благодаря славному многовековому историческому прошлому и влиянию польской шляхетской культуры. Поляки  генетически любят свою землю, ощущают себя звеном в череде поколений, передавая любовь к отечеству своим детям. Эти черты национального характера оказывают существенное влияние, в том числе и на формирование здоровой амбициозности поляков в деловой практике.

– религиозность и приверженность традиционным ценностям – у поляков в приоритете семья и католическая вера. Польское общество является одним из самых религиозных в  Европе, отличающееся крепкими семейными связями и традициями и, вытекающими отсюда, деловой ответственностью и надежностью.

– вежливость и общительность – поляки выделяются изысканностью манер, они очень внимательны, доброжелательны и улыбчивы,  искренне заботятся о хорошем настроении окружающих их людей. Всегда и везде пытаются сгладить возникающие конфликты и недоразумения, хотя иногда могут быть избыточно эмоциональными и разговаривать на повышенных тонах.

– трудолюбие и предприимчивость – поляки считаются одной из самых европейских трудолюбивых нации, имеющих достаточную большую продолжительность рабочего времени в неделю. При этом они очень бережливы и обладают развитыми предпринимательскими и коммерческими способностями.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Польский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении столетий.

  • Договоренность с польским бизнесменом о деловых переговорах достигается по электронной почте или телефону, но действеннее будет условиться о встрече через общего знакомого. В Польше, как правило, доверительные деловые отношения с потенциальным партнером устанавливаются только по итогам личной встречи.
  • Деловая встреча должна быть с вашей стороны подготовлена. Подготовка заключается в детальном владении любой финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может стать интересной польской стороне в ходе переговоров. Необходимо, также, иметь с собой нужные документальные источники, а также визуальные материалы, включая тщательно оформленную презентацию на английском и польском языках с графиками и цифрами. Кроме этого, требуется четко заранее представлять, какие уступки допустимы в ходе переговоров с вашей стороны.
  • Деловая встреча начинается в установленное время, опоздание крайне нежелательно, поскольку тем самым демонстрируется неуважение к потенциальному партнеру.
  • Одежда делового человека на переговорах в Польше выглядит умеренно, но стильно. Для мужчин уместен деловой костюм со светлой рубашкой и неярким галстуком, в дресс-коде для женщин приветствуется платье в деловом стиле или элегантный костюм с юбкой.
  • Знакомство и деловое приветствие в Польше сопровождается крепким рукопожатием и улыбкой. Первыми приветствуют женщин. При этом дама может пожать вам руку, либо ограничиться вежливым кивком. В отдельных случаях возможен церемониальный поцелуй ее руки.
  • Обмен визитками в начале встречи является обычной практикой. Визитка, помимо имени, фамилии и контактов, должна включать в себя информацию о вашей компании и о вашей должности в компании. При этом, желательно, чтобы данная информация приводилась не только на английском, но и на польском языках.
  • Обращение к польскому бизнесмену при деловом общении осуществляется словами «Пан» или «Пани», которые добавляются к фамилии или профессии. Обращение к поляку лишь по фамилии не приемлемо и будет рассматриваться как неуважение. Когда общение становится менее формальным можно употреблять «Пан» только вместе с именем.
  • Беседа с потенциальным бизнес-партнером в Польше происходит в доброжелательной  и открытой форме, не избегая прямых взглядов в глаза и не злоупотребляя шутками. На начальном этапе беседы, который посвящен обсуждению общих тем (погода, впечатления от поездки, семья и т.п.) завязываются доверительные личные отношения между потенциальными партнерами. В основной фазе переговоров необходимо  представлять свою позицию четко, ясно, аргументировано, и быть внимательным ко всем деталям предполагаемого контракта. Деловые переговоры в Польше – это серьезный и неторопливый поиск взаимовыгодного для всех варианта решения.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Польши и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – польская деловая культура имеет признаки скорее низкококонтекстной культуры. Поляки воспринимают любую фразу собеседника прямо и дословно. Иносказательность и двусмысленность при обмене информации с поляком неприемлемы.
  • Критерий «время» – деловая культура Польши является монохромной, то есть поляки достаточно пунктуальны, сконцентрированы на одном виде деятельности в определенный отрезок времени. Время для них представляется линейным и последовательным.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Польши характеризуется достаточно высоким индексом (68) – это говорит об иерархичности общества и высокой степени централизации власти, при этом неравенство воспринимается поляками как естественная часть жизни.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (93) – поляки с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности, на потенциальную возможность каких-либо рисков. Их вполне устраивает традиционализм и   тщательная  регламентация общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается индексом выше среднего (60) и это указывает на то, что  Польша привержена ценностям индивидуалистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению личных целей, а не общих.
  • Параметр «мужественность» характеризуется достаточно высоким индексом (64). Это свидетельствует о том, что в Польше доминируют ценности, характерные для мужской культуры (успех, самореализация, жизнь ради работы).
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет индекс ниже среднего (38) – это говорит о том, что поляки не готовы трудиться во имя далекого будущего и хотели бы увидеть положительный эффект от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Польши характеризуется достаточно низким индексом (29), а это свидетельствует о неготовности общества удовлетворять те желания граждан в веселье и наслаждении жизнью, которые выходят за рамки традиций, обычаев и норм.