Финская деловая культура

Деловая культура Финляндии, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика финнов отличается такими качествами, как:

– стойкость, выдержка, терпение и хладнокровие – принципиальные и фундаментальные качества финского национального характера, совокупность которых именуется специальным словом-символом «sisu». Благодаря «sisu» Финляндия на протяжении веков успешно противостоит тяжелым климатическим условиям и демонстрирует замечательные экономические показатели развития, в том числе высокий уровень жизни. «Sisu» означает упорно выполнять нужные и важные дела до конца, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не оставляя их незавершенными.

– ответственность и пунктуальность – эти неоценимые качества финского менталитета способствуют надежности и точности исполнения всегда и везде взятых на  себя финном обязательств, в том числе договоренностей с деловыми партнерами.

– трудолюбие и экономность – для финнов работа всегда на первом месте, а ее потеря ведет к утрате самоуважения. Лень в финской культуре считается пороком. Усердие в труде сочетается  с особым скандинавским типом умеренности и бережливости, выработанной в суровых условиях севера на протяжении многих столетий. Финны привыкли взвешенно оценивать проблемы завтрашнего дня и грамотно планировать расходы наперед.

– немногословность и медлительность – финнов отличает такая неоднозначная, с точки зрения оценки деловой культуры, черта, как медлительность. Вся жизнь финна, включая деловую и трудовую составляющие, проходит в неторопливом, размеренном русле, что дает возможность трепетно ценить каждое ее мгновение. В то же время, и это удивительно,  неторопливость финнов никак не сказывается на результативности и качестве их работы. Все и всегда выполняется вовремя и добротно. Медлительность финнов сочетается с их сдержанностью, лаконичностью и отсутствием любви к красноречию.  Для финна молчание – гармония, своего рода элемент релаксации; паузы в разговоре –   признак уважения к собеседнику.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Финский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

  • Договоренность о начале деловых взаимоотношений достигается при помощи формальных процедур, например, при помощи электронной почты или телефонного звонка. Нужно понимать, что личное общение с финским бизнесменом необязательно. Деловые отношения могут быть устроены и при помощи электронной почты, хотя личная встреча является более эффективным способом достижения бизнес-консенсуса. Деловая встреча назначается не менее чем за неделю до ее начала.
  • Деловая встреча начинается в установленное время, опоздание недопустимо, поскольку тем самым демонстрируется неуважение к потенциальному партнеру.
  • Одежда делового человека на переговорах в Финляндии выглядит достаточно консервативно. Для мужчин уместен строгий деловой костюм со светлой рубашкой и неярким галстуком, в дресс-коде для женщин приветствуется платье в деловом стиле или брючный костюм.
  • Знакомство и деловое приветствие в Финляндии сопровождается крепким, но сдержанным рукопожатием. При приветствии не принято обнимать потенциального партнера, похлопывать его по спине или плечу. В момент знакомства происходит обмен визитками. Ваша визитка должна быть выполнена на английском и, желательно, финском языках и должна включать в себя информацию о вашей компании, о вашей должности, имени и фамилии, а также достоверные контакты. Обращение к финскому бизнесмену при личном общении осуществляется на «ты» и по имени.
  • Личное общение с финским бизнесменом необязательно. Деловые отношения могут быть устроены и при помощи электронной почты. Но, если  все же, беседа организована, то происходит она в вежливой, спокойной форме, не избегая прямых взглядов в глаза и не отвлекаясь на комплименты и шутки. Переход к чисто деловой части беседы происходит достаточно быстро, поскольку финны нацелены на результат и не отвлекаются на второстепенные, несущественные вопросы. В ходе переговоров необходимо  формулировать свою позицию четко, аргументированно и логически ясно.  Слушают финны, как правило, молча, заранее не демонстрируя своего отношения к поступающей информации и не перебивая.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Финляндии и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – финская деловая культура имеет ярко выраженные признаки низкококонтекстной культуры. Финны воспринимают любую фразу собеседника дословно, туманность и двусмысленность при обмене информации между ними недопустима.
  • Критерий «время» – деловая культура Финляндии является монохромной, то есть финны пунктуальны, сконцентрированы на одном виде деятельности в определенный отрезок времени. Время для них представляется линейным и последовательным.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Финляндии характеризуется индексом ниже среднего (33) – это говорит о слабой иерархичности общества и невысокой степени централизации власти.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет индекс выше среднего (59) – финны с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности, на потенциальную возможность каких-либо рисков. Их вполне устраивает традиционализм и   мягкая регламентация общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается высоким индексом (63) и это указывает на то, что  Финляндия привержена ценностям индивидуалистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению личных целей, а затем общих.
  • Параметр «мужественность» характеризуется низким индексом (26). Это свидетельствует о том, что в Финляндии доминируют ценности, характерные для женской культуры (стремление к компромиссу, взаимопомощь, гармоничные взаимоотношения между людьми).
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет индекс ниже среднего (38) – это говорит о том, что финны не очень готовы трудиться во имя далекого будущего и хотели бы получить положительный эффект от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Финляндии характеризуется достаточно высоким индексом (57), а это свидетельствует о терпимости общества к  желаниям граждан в веселье и наслаждении жизнью, выходящим за традиционные рамки.