Японская деловая культура

Деловая культура Японии, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика японцев отличается такими качествами, как:

– обостренное чувство чести и самоуважения – японцы самолюбивы и уважают себя. Достоинство и личная репутация  у них ценятся превыше всего, японцы стараются избегать ситуаций, которые бы вынудили их «потерять лицо», то есть признать собственную ошибку или оказаться некомпетентным в обсуждаемом вопросе. Долг чести требует от японца таких поступков, которые не вызовут стыд и не будут осуждаться окружающими людьми.

– сдержанность и невозмутимость – японцы приучены и умеют контролировать свои эмоции в любых ситуациях. Проявлять волнения или чувства на людях для японца непозволительно. Сдержанность проявляется и в архитектуре, и в традиционных искусствах, и в домашней утвари, и в одежде.

– вежливость и доброжелательность – для японца вежливость является  естественным состоянием души и тела. Японцы вежливы всегда, даже тогда, когда они вовсе и не собирались быть таковыми. Японская вежливость — это традиция, история и обычаи, в которых язык и культура практически исключают возможность быть грубым.

– приверженность традициям, стремление к унификации и регламентации – японцы стараются ничем не выделяться, вычурность в одежде и экстравагантность в поведении считаются в Японии признаками дурного вкуса. Они готовы подчиняться регламенту и существующей иерархии, с большим уважением относятся к церемониалу.

       – трудолюбие  и старательность – японцы славятся фанатичным трудолюбием, в японской системе ценностей трудолюбие занимает одно из первых мест. Работать медленно и небрежно, не стараться, беречь силы в Японии считается большим грехом. Японцы по количеству времени, проводимого на рабочем месте, лидируют в мире.

       – бережливость и отрицание чрезмерного стремления к личному богатству – японцы экономны и нацелены на постепенное достижение материального благополучия путем усердного труда. Японцы умеют ограничивать собственные расходы, сохраняя при этом достойный уровень жизни, они не станут покупать множество новых вещей, если старые исправно им служат.

       – приоритет коллективных интересов и преданность своей компании – в сознании японцев преобладает стремление быть частью группы или компании  с определенным социальным статусом. Если группа, благодаря согласованным действиям, успешна, то японец – член этого коллектива  искренне испытывает настоящее счастье. Японцы принимают важные решения, как правило, сообща после коллегиального обсуждения.

      – организованность и пунктуальность – опоздание в Японии считается не просто дурным тоном, а недопустимой вещью. Японцы остро ощущают временные рамки любых мероприятий и процессов, стремятся к организованности и порядку при любых обстоятельствах. Они любят действовать по заранее составленному и детально проработанному плану.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Японский деловой этикет отличается сложностью, вытекающей из норм и традиций, сложившихся на протяжении веков.

  • Договоренность о деловых переговорах достигается при помощи посредника, что является широко распространенной в Японии практикой. В качестве посредника могут выступать японские бизнесмены либо аккредитованные в Японии представители вашей страны, имеющие доверительные отношения с обеими сторонами переговоров. Посредник организовывает личную встречу, накануне изложив японской стороне суть делового предложения и кратко характеризовав вас и вашу компанию. Услуга посредника, как правило, компенсируется встречной услугой или материально.
  • Деловая встреча с вашей стороны должна быть тщательно подготовлена. Подготовка заключается в четком и детальном владении любой финансовой, коммерческой и технической информацией, которая может быть интересной японской стороне в ходе переговоров. Кроме этого необходимо иметь с собой необходимые документальные источники, а также визуальные материалы, включая тщательно и солидно оформленную презентацию с графиками и цифрами.
  • Деловая встреча начинается точно в установленное время, опоздание недопустимо. Желательно подъехать на 10 – 15 минут раньше, тем самым вы продемонстрируете уважение к потенциальному партнеру.
  • Одежда делового человека на переговорах в Японии достаточно консервативна. Для работы и бизнеса японцы предпочитают классический костюм с галстуком и классические туфли.
  • Знакомство и деловое приветствие в Японии сопровождается поклоном или рукопожатием. При этом инициатива приветствия и определения его формы (поклон или рукопожатие) предоставляется японцу. Процесс приветствия происходит в порядке иерархии — в первую очередь принято здороваться со старшим по должности представителем делегации, а затем с остальными. Смотреть прямо в глаза японцу в ходе приветствия и, тем более, обнимать его или похлопывать по плечу не принято. Не принято также включать женщин в состав делегации, исключением является ситуация, когда женщина является руководителем компании.
  • Обращение друг к другу при деловом общении осуществляется по фамилии с добавление суффикса «сан», то есть «господин» или «глубокоуважаемый».
  • Обмен визитками в начале встречи является обязательным. Визитка, помимо имени и фамилии, должна включать в себя информацию о вашей компании и должности. При этом, желательно, чтобы данная информация дублировалась и на японском языке.
  • Беседа с японским бизнесменом происходит в исключительно вежливой, доброжелательной и неторопливой форме с множеством пауз. Вам необходимо выглядеть сдержанным, невозмутимым и быть щедрым на комплименты. Поспешный переход к чисто деловой части беседы крайне нежелателен – это воспринимается японцами как невоспитанность. Как правило, начало разговора посвящается погоде, семье, впечатлениям от поездки и т.д. На этом этапе беседы завязываются доверительные личные отношения между потенциальными партнерами, и принимается решение о продолжении переговоров. Наилучшим результатом деловой встречи для японца будет грамотное достижение компромисса за счет взаимных уступок. В случае положительного исхода переговоров японец готов сразу дать положительный ответ, при этом устные обещания японца, практически, равны письменным. Если японец не готов к продолжению деловых отношений и не согласен на сделку, он откажет уклончиво, обещая еще подумать и избегая слов «нет» или «никогда».

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Японии и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – японская деловая культура имеет ярко выраженные признаки высококонтекстной культуры. Информация деловому собеседнику предоставляется японцем двусмысленно и иносказательно, и этому способствует японский язык – ассоциативный и метафоричный. Сокрытие истинных желаний и помыслов в Японии считается важным качеством человека.
  • Критерий «время» – деловая культура Японии является монохромной, то есть японцы пунктуальны, сконцентрированы и склонны за раз делать что-то одно. Они не могут переходить к новому делу, не завершив предыдущее. Время для японцев представляется линейным в виде единственной оси.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Японии характеризуется индексом выше среднего (54) – это говорит об иерархичности общества и высокой степени централизации власти, при этом неравенство воспринимается японцами как естественная часть жизни.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (92) – японцы с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности, на потенциальную возможность каких-либо рисков. Их вполне устраивает традиционализм и   тщательная  регламентация общественной, деловой и семейной жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается индексом ниже среднего (46) и это указывает на то, что Япония в значительной степени привержена ценностям коллективистской культуры, при которой члены общества в первую очередь стремятся к достижению общих целей, а не личных.
  • Параметр «мужественность» характеризуется очень высоким индексом (95). Это свидетельствует о том, что мужчина в Японии доминирует в любой ситуации, при любых обстоятельствах, и он принимает основные решения. Ценности, характерные для мужской культуры (успех, состоятельность, самореализация, жизнь ради работы) присутствуют у японца на первом месте.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет также высокий индекс (88) – это говорит о том, что японцы готовы трудиться во имя далекого будущего и не будут расстраиваться, если не увидят положительный эффект от своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Японии характеризуется средним индексом (42), а это свидетельствует о неготовности общества в полной мере удовлетворять те желания граждан в веселье и наслаждении жизнью, которые выходят за рамки традиций.