Арабская деловая культура

К странам арабского мира относятся двадцать три государства Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и др.) и Северной Африки (Египет, Алжир, Марокко и т.д.). 

Деловая культура арабских государств, несмотря на ряд межстрановых различий, характеризуется  единым комплексом ценностей и ментальных качеств, определяющих деловую жизнь в арабском мире.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика любой страны – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между ее гражданами в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, ее культурное наследие, религия, климатические особенности и географическое расположение. Деловая этика арабов в целом  отличается такими свойствами, как:

  • патриотизм и национальная гордость – арабы обладают ярко выраженным чувством национальной гордости и ощущением причастности к историческим и культурным традициям своей страны.
  • выдержка и неприхотливость — арабы терпеливо переносят трудности и лишения, умеренны в потребностях и способны приспособиться к любым неблагоприятным условиям жизни и деятельности.
  • предприимчивость – арабы отличаются несомненными предпринимательскими способностями. Торговля, бизнес – в этих сферах человеческой деятельности большинство жителей арабских стран чувствуют себя уверенно, и им нравится этим заниматься.
  • щедрость и гостеприимство — хозяин в арабской стране сердечно встретит любого гостя и организует угощение. Нарушение законов гостеприимства воспринимается арабами как крайне неподобающий поступок, который невозможно объяснить нуждой и бедностью. Разумеется, отказ от гостеприимства будет истолкован хозяином как оскорбление.
  • честь и достоинство – представитель арабского мира так старается выстраивать свое поведение, чтобы репутация его не страдала, а у окружающих складывалось о нем только хорошее мнение. К вопросам собственной чести и достоинства арабы очень щепетильны. Клятва честью — самое надежное обещание араба. Сомневаться в словах араба, который поклялся своей честью — значит, глубоко его обидеть.
  • верность семье и ее традициям – семья при любых обстоятельствах является абсолютным приоритетом для араба. В арабской стране общественный статус человека в первую очередь определяется его принадлежностью к тому или иному клану или роду.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Арабский деловой этикет имеет следующие особенности:

  • Договоренность о деловой встрече осуществляется лично и, как правило, по телефону. Детали предстоящих переговоров должны быть основательно продуманы, а документы и презентации к ним  тщательно подготовлены.
  • Одежда делового человека на переговорах должна выглядеть скромной и консервативной. Дресс-код для мужчин – классический костюм из легкой ткани, рубашка с длинными рукавами, галстук; для женщин – строгое платье с длиной ниже колена и закрытыми рукавами, брючный костюм.
  • Начало встречи может точно не совпасть с назначенным временем. Небольшое опоздание находится в рамках норм арабского менталитета.
  • Знакомство с арабом-бизнесменом и деловое приветствие сопровождается легким и продолжительным рукопожатием. Первым руку необходимо пожать самому старшему члену делегации. Женщине, участвующей в переговорах в качестве приветствия можно просто кивнуть.
  • Беседа происходит в исключительно дружелюбной и вежливой форме и сопровождается жестикуляцией, юмором и любезностями. Обращение к деловому собеседнику, как правило, на «ты». Начало разговора должно создать атмосферу взаимного доверия, на этом этапе обычно происходит обмен ритуальными фразами, посвященными пожеланиям успеха и здоровья, обсуждению погоды и местных достопримечательностей. Основная часть беседы проходит без поспешности, суетливости, категоричных утверждений. Если сделка, все же, не получается и арабу приходится Вам отказывать, то он это сделает не прямолинейно, а в максимально смягченном и завуалированном виде.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры стран арабского мира и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» — арабская деловая культура является высококонтекстной культурами. Люди стараются уходить от открытого и прямолинейного обмена информацией по существу и выражают свою позицию иносказательно, при помощи уклончивых ответов, а также жестами и мимикой.
  • Критерий «время» — арабская деловая культура является полихромной, то есть арабы спокойно реагируют на линейное течение времени и требования пунктуальности. Они могут часто менять свои планы и стремятся заниматься несколькими делами одновременно.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» — по этому параметру деловая культура арабских стран характеризуется очень высоким индексом (80) – это говорит о том, что дистанция между различными слоями общества в этих странах значительна и о том, что на всех уровнях управления широко используются автократический и партисипативный стили руководства.
  • Параметр «неприятие неопределенности» также имеет достаточно высокий индекс (68), и это говорит о том, что в арабском мире и бизнесе принято предупреждать внезапное возникновение сложных, непрозрачных и неоднозначных ситуаций и обстоятельств путем регламентации всех сторон деловой жизни формальными правилами и процедурами.
  • Параметр «индивидуализм» отличается невысоким индексом (38) и это указывает на то, что для араба групповые цели более важны, чем личные. Арабский мир – это преимущественно коллективистское общество.
  • Параметр «мужественность» характеризуется средним индексом (53), то есть, с одной стороны, представитель арабского мира будет стремиться к решению деловых проблем не путем противостояния, а через договоренности и компромиссы и для него очень значимы межличностные отношения, а с другой стороны,  араб четко нацелен на достижение требуемого положительного результата. 
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет низкий индекс (36) — это говорит о том, что арабы не готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» — по этому параметру деловая культура арабских стран характеризуется низким индексом (22), а это свидетельствует о неготовности общества удовлетворять все желания граждан в их стремлении к получению удовольствий, веселья и всестороннему наслаждению жизнью.