Турецкая деловая культура

Деловая культура Турции, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Складывается она на протяжении веков и влияние на нее оказывает история нации, религия, климатические особенности и географическое расположение страны.  Деловая этика турок отличается такими качествами, как:

  • патриотизм – любовь к Родине является национальной чертой турок. Они постоянно демонстрируют огромное уважение к гимну и флагу страны, ее вооруженным силам. Проявляют большую политическую активность. Большое внимание уделяют воспитанию чувства патриотизма граждан страны, начиная с самого детства.
  • обостренное чувство чести и морального долга – турки стремятся так выстроить свое поведение, чтобы затем не стыдится за неправильные или непорядочные действия. Они очень трепетно относятся к мнению другого человека, особенно если это мнение близкого или знакомого человека, и стараются своими делами или словами не огорчать его.
  • общительность и гостеприимство — турки открытый и дружелюбный народ, они обожают эмоциональные и нескончаемые разговоры на самые различные темы. Собеседником может быть как родной человек, так и совсем незнакомый, включая иностранца. Турки любят оказывать знаки уважения и делать комплименты. Они всегда готовы сделать шаг навстречу другому человеку и предложить помощь. Гостям в Турции всегда уделяется большое внимание и забота.
  • внимание и отзывчивость – турки редко оставляют человека в беде, независимо от его национальности. Например, если человек случайно оказался без денег или попал в какое-нибудь бедственное положение, то вполне вероятно, что совсем чужие люди бесплатно его покормят, купят немного продуктов, оплатят билет и др. Туркам нравится безвозмездно сделать что-нибудь приятное даже незнакомому человеку.
  • свободное отношение к пунктуальности и к обещаниям – пунктуальность не является сильной стороной турецкого менталитета, а готовность турка прийти на помощь и реальный процесс оказания обещанной помощи не всегда совпадают.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Турецкий деловой этикет имеет следующие особенности:

  • Договоренность о деловых переговорах достигается, как правило, при помощи телефонной связи и заранее, за пять – десять дней до встречи.
  • Деловая встреча предполагает детальное рассмотрение всех пунктов договора о сделке. Деловое предложение должно быть продумано и представлено в виде четко и привлекательно оформленной презентации.
  • Переговоры могут не начаться точно в заранее установленное время, турецкая манера делового общения допускает небольшое опоздание.
  • Знакомство и деловое приветствие в Турции сопровождается рукопожатием, как с мужчинами, так и с женщинами. Смотреть при этом принято не в сторону, а в глаза собеседнику – этим подчеркивается искренность собеседника.
  • Беседа происходит в исключительно вежливой и учтивой форме. Поспешный переход к чисто деловой части беседы крайне нежелателен – это воспринимается турками как невоспитанность. Как правило, начало разговора посвящается погоде, семье, впечатлениям от поездки и т.д. На этом этапе беседы завязываются доверительные личные отношения между потенциальными партнерами, и принимается решение о продолжении переговоров.
  • Одежда делового человека на переговорах в Турции достаточно консервативна. Дресс-код для мужчин – классический темный костюм и галстук, для женщин – деловой костюм классического кроя спокойных тонов, обязательно прикрывающий руки и ноги.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Турции и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – турецкая деловая культура имеет ярко выраженные признаки высококонтекстной культуры. Информация деловому собеседнику предоставляется турком двусмысленно и иносказательно, в том числе при помощи уклончивых ответов, жестами и мимикой.
  • Критерий «время» – деловая культура Турции является полихромной, то есть турки не очень пунктуальны, и могут переходить к новому делу, не завершив предыдущее. Время для них представляется в нелинейном, объемном виде.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Турции характеризуется индексом выше среднего (66) – это говорит о преимущественно автократическом и партисипативном стилях руководства, иерархичности общества и высокой степени централизации власти.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (85) – турки эмоционально и с опасением реагируют на элементы неоднозначности и неясности, возникающие в их деловой жизни.
  • Параметр «индивидуализм» отличается индексом ниже среднего (37) и это указывает на то, что Турция во многом привержена ценностям коллективистской культуры, признаками которой  являются взаимопомощь, радушие, щедрость.
  • Параметр «мужественность» характеризуется средним индексом (45), то есть член общества или организации будет стремиться к решению деловых проблем не путем противостояния, а через договоренности и компромиссы.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет средний индекс (46) – это говорит о том, что турки не всегда готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Турции характеризуется также средним индексом (49), а это свидетельствует о неготовности общества в полной мере удовлетворять все желания граждан в веселье и наслаждении жизнью.