Канадская деловая культура

Деловая культура Канады, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Деловая этика англоканадцев и франкоканадцев имеет небольшие отличия, но в целом  характеризуется такими качествами, как:

  • Стремление к равноправию – менталитет канадцев на протяжении нескольких столетий формировался в процессе непрерывной иммиграции в Канаду представителей различных стран, национальностей, рас и культур. Мультикультурность канадцев стала причиной строгого следования ими принципа равенства прав и возможностей для всех жителей страны.
  • Тактичность и доброжелательность – канадцы демонстрируют искреннее дружелюбие как в отношении друг к другу, так и к культурному наследию всех национальных групп, населяющих Канаду.
  • Доверительное отношение к власти и закону – жители Канады отличаются законопослушностью и терпимостью к решениям властей. Это вызвано политической стабильностью, прозрачными демократическими процедурами и высоким уровнем социальной защиты населения.
  • Скромность и равнодушие к роскоши – канадцы не любят выпячивать свои финансовые успехи. Они одеваются и стараются выглядеть просто и непритязательно. Обычное желание канадца – иметь интересную и хорошо оплачиваемую работу, собственный дом, приличный автомобиль. Чтобы добиться материального достатка, он готов много трудиться.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Канадский деловой этикет имеет следующие особенности:

  • Знакомство и приветствие в Канаде сопровождается искренней улыбкой и крепким рукопожатием. При приветствии очень важен зрительный контакт. Затем называется имя, место работы, должность. Переход на «ты» при обращении к собеседнику происходит очень быстро.
  • Канадцы очень пунктуальны и поэтому опоздание на деловую встречу недопустимо.
  • Беседа происходит в исключительно спокойной, доброжелательной и вежливой форме. Канадцы обмениваются информацией сдержанно, избегая категоричных и безапелляционных утверждений. Они не стараются демонстрировать собственную эрудицию, осмотрительны в словах и терпеливы к проявлениям иной культуры делового разговора.
  • Одежда делового человека на переговорах должна выглядеть практично и консервативно. Дресс-код для мужчин – темный костюм и галстук, для женщин – костюм, платье или блузка и юбка.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ деловой культуры Канады и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – канадская деловая культура занимает среднее положение между низкоконтекстной и высококонтекстной культурами. С одной стороны, как правило, люди стремятся выражать свою позицию прямо и открыто, а с другой стороны традиционная канадская тактичность и сдержанность ведет к тому, что в деловой практике канадцы часто прибегают к неопределённости в высказываниях и к оговоркам.
  • Критерий «время» – деловая культура Канады является монохромной, то есть канадцы стремятся завершить начатое дело и, лишь затем переходить к решению новой задачи.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Канады характеризуется относительно низким индексом (39) – это говорит о преимущественно демократическом стиле руководства и невысокой степени централизации власти.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет средний индекс (48) – то есть канадцы серьезно относятся к элементам неоднозначности в деловой жизни и стараются достаточно подробно ее регламентировать в виде различных правил и процедур.
  • Параметр «индивидуализм» отличается очень высоким индексом (80) и это указывает на то, что для канадца очень важны чувства собственного достоинства и самоуважения, он желает рассчитывать на свои силы, а не полагаться на коллектив.
  • Параметр «мужественность» характеризуется средним индексом (52), то есть член общества или организации будет намного чаще стремиться к решению деловых проблем не путем противостояния, а через договоренности и компромиссы.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет невысокий индекс (36) – это говорит о том, что канадцы не готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Канады характеризуется индексом выше среднего (68), а это свидетельствует о готовности общества в достаточно большой мере удовлетворять желания граждан страны в веселье и наслаждении жизнью.