Немецкая деловая культура

Деловая культура ФРГ, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  деловую этику и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Деловая этика немцев характеризуется такими качествами, как:

  • Четкость и порядок – стремление все упорядочить пронизывает все стороны немецкой жизни; немцы полагают, что детально проработанные и качественно исполненные процедуры способны решить большинство деловых проблем.
  • Трудолюбие и обязательность – немцы отличаются большим усердием в процессе труда и ответственностью за конечные результаты своей работы.
  • Рациональность и бережливость — немцы очень экономны и не станут переплачивать за товар или услугу, если знают, что в другом месте эти же вещи можно приобрести дешевле.
  • Законопослушность – немцы считают, что строгое соблюдение правовых норм является проявлением добропорядочности и благоразумия.
  • Прямота и откровенность — немцы стараются говорить только то, что думают и воспринимают каждую фразу собеседника буквально и дословно.
  • Основательность — решения о заключении сделок принимаются немцами без спешки, после тщательного анализа каждого пункта документа. Немецкие бизнесмены стремятся к долгосрочным сделкам, а попытка заработать быстрые деньги считается нецелесообразной.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Немецкий деловой этикет имеет следующие особенности:

  • Знакомство и приветствие в Германии сопровождается крепким рукопожатием, как с мужчинами, так и с женщинами. Смотреть при этом принято не в сторону, а в глаза собеседнику. 
  • Немцы, несмотря на свою серьезность, настроены на доброжелательное и приветливое общение с коллегами и партнерами. Они улыбчивы и ценят юмор.
  • Обращение к собеседнику в ФРГ происходит на «вы» и по фамилии. Обращаться по имени и на «ты» можно лишь после того, когда сам собеседник попросит об этом.
  • Одежда делового человека на переговорах должна быть сдержанной и консервативной. Деловой дресс-код для мужчин – строгий темный костюм с галстуком, для женщин – отсутствие яркого макияжа, брючный костюм с ненавязчивой цветовой гаммой.
  • О проведении деловой встречи необходимо договариваться заранее, при этом важную роль играют рекомендации.  Опоздание на встречу недопустимо, а окончание ее происходит точно в заранее обозначенное время.
  • Процедура переговоров должна быть тщательно продумана и подготовлена, включая наличие в полном объеме нужной документации. Необходимо быть готовым к конкретным, профессиональным вопросам собеседника и уметь аргументировано на них отвечать.

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ немецкой деловой культуры и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» — деловая культура ФРГ считается низкоконтекстной, то есть люди обмениваются информацией не туманно и двусмысленно, а конкретно, прямо и открыто.
  • Критерий «время» — немецкая культура является монохромной, то есть немцы стремятся завершить запланированное и начатое дело и лишь затем переходить к следующему.

Количественные параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» — по этому параметру деловая культура Германии характеризуется относительно низким индексом (35) – это говорит о преимущественно демократическом стиле руководства и невысокой степени централизации власти.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет индекс (65) выше среднего, и об этом свидетельствует наличие огромного количества различных бюрократических документов, все компетенции строго распределены между сотрудниками в зависимости от занимаемых позиций.
  • Параметр «индивидуализм» отличается относительно высоким индексом (67) и это указывает на то, что для немца очень важны чувства собственного достоинства и самоуважения, он желает рассчитывать на свои силы, а не полагаться на коллектив.
  • Параметр «мужественность» характеризуется индексом (66) выше среднего, то есть член общества или организации всегда будет стремиться к решению деловых проблем не путем создания конфликтов, а через договоренности и взаимные уступки.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет невысокий индекс (31) — это говорит о том, что немцы не очень готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» — по этому параметру деловая культура Германии характеризуется средним индексом (43), а это свидетельствует о неготовности общества в полной мере удовлетворять все желания граждан в веселье и наслаждении жизнью.