Французская деловая культура

Деловая культура Франции, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.

Деловая культура включает в себя  такие элементы, как деловая этика и деловой этикет.

Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Деловая этика французов характеризуется такими качествами, как:

  • Любовь к родному языку – французы очень трепетно относятся к применению французского языка, гордятся им и уважают иностранцев-предпринимателей, которые говорят по-французски.
  • Стремление к победам и успеху – эта ценность обусловлена представлениями граждан страны о богатой и славной истории и культуре Франции. Французы стараются соревноваться и добиваться положительных результатов в деловой практике. В ходе деловых переговоров они также стремятся быть лучшими   в части вежливости, интеллигентности, умения убеждать и умения излагать свои мысли точно и изящно.
  • Осторожность и последовательность – решения о заключении сделок принимаются на верхних уровнях организации после коллегиального обсуждения, тщательного анализа и неоднократных проверок документов и условий предполагаемых соглашений.
  • Бережливость и расчетливость – важное качество французов. Они не любят рискованных финансовых операций, и всегда демонстрируют желание сэкономить больше, чем заработать.
  • Сдержанность и чувство меры, стремление к нахождению компромиссов  – еще одна серьезная черта французского бизнеса. В ходе деловых переговоров излишняя напористость и агрессия не приветствуется.
  • Определенность и четкость — деловая жизнь французов пронизана множеством правил, процедур и формальностей. Деловые коммуникации, как правило, осуществляются при помощи письменной корреспонденции.
  • Стремление к самостоятельности и независимость от коллективизма – хотя французы очень общительны, работать они предпочитают в одиночку.

Деловой этикет – это набор  гласных и  негласных правил внешнего проявления поведения людей при  деловых контактах.  Французский деловой этикет имеет следующие особенности:

 

  • Знакомство и приветствие во Франции сопровождается легким и быстрым рукопожатием, при этом если на встрече присутствуют несколько человек, то следует здороваться за руку со всеми. 
  • Французы настроены на доброжелательное и приветливое общение с коллегами и партнерами. Они улыбчивы и ценят юмор. В то же время они эмоциональны, что отражается не только в манере разговора и быстром темпе речи, но и в мимике и в жестах.
  • Люди бизнеса предпочитают общаться, употребляя слова «мадам» («madame») или «мсье» («monsieur»). Обращение к собеседнику на «ты» или по имени французы считается дурным тоном. Так можно поступать лишь после просьбы об этом.
  • Одежда делового человека на переговорах, с одной стороны, должна быть консервативной, с другой стороны – выглядеть стильно. Деловой дресс-код для мужчин – темный костюм, для женщин – платье или юбка.
  • О проведении деловой встречи необходимо договариваться заранее, при этом важную роль играют рекомендации, личные связи и знакомства.  Опоздание на встречу является признаком невежливости. 

Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ французской деловой культуры и сопоставить ее с другими мировыми культурами.

Критерии классификации культур Холла

  • Критерий «контекст» – деловая культура Франции считается высококонтекстной, то есть люди предпочитают обмениваться информацией не прямо и открыто, а завуалировано и иносказательно. При этом, важное значение играют жесты, выражение лица, движение глаз.
  • Критерий «время» – французская культура является полихромной, то есть считается нормальным, когда деловой человек одновременно выполняет несколько дел или, не завершив одно дело, начинает другое.

Измеряемые параметры анализа культур Хофстеде

  • Параметр «дистанция власти» – по этому параметру деловая культура Франция характеризуется достаточно высоким индексом (68) – это говорит о преимущественно авторитарном стиле руководства, значительной степени централизации власти и наличие жестких иерархических отношений.
  • Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (86), и об этом свидетельствует наличие огромного количества различных бюрократических документов регламентирующих все аспекты деловой жизни. Французы предпочитают работать в условиях ясности, конкретности и однозначности.
  • Параметр «индивидуализм» отличается высоким индексом (71) и это указывает на то, что для француза очень важны чувства собственного достоинства и самоуважения, он желает рассчитывать на свои силы, а не полагаться на коллектив.
  • Параметр «мужественность» характеризуется невысоким индексом (43), то есть член общества или организации будет чаще стремиться к решению деловых проблем не путем создания конфликтов, а через договоренности и взаимные уступки.
  • Параметр «долгосрочная ориентация» имеет индекс (39) ниже среднего уровня – это говорит о том, что французы не очень готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
  • Параметр «допущение желаний» – по этому параметру деловая культура Франция характеризуется относительно высоким индексом (48), а это свидетельствует о значительной готовности общества удовлетворять желания граждан в наслаждении жизнью и веселье.