Французская деловая культура
Деловая культура Франции, являясь важной составляющей национальной культуры страны, представляет собой совокупность ценностей, характерных и значимых как для отдельного бизнеса, так и для экономической деятельности государства в целом.
Деловая культура включает в себя такие элементы, как деловая этика и деловой этикет.
Деловая этика – это система морально-нравственных норм, регулирующих отношения между людьми в сфере деловой активности. Деловая этика французов характеризуется такими качествами, как:
- Любовь к родному языку – французы очень трепетно относятся к применению французского языка, гордятся им и уважают иностранцев-предпринимателей, которые говорят по-французски.
- Стремление к победам и успеху – эта ценность обусловлена представлениями граждан страны о богатой и славной истории и культуре Франции. Французы стараются соревноваться и добиваться положительных результатов в деловой практике. В ходе деловых переговоров они также стремятся быть лучшими в части вежливости, интеллигентности, умения убеждать и умения излагать свои мысли точно и изящно.
- Осторожность и последовательность — решения о заключении сделок принимаются на верхних уровнях организации после коллегиального обсуждения, тщательного анализа и неоднократных проверок документов и условий предполагаемых соглашений.
- Бережливость и расчетливость – важное качество французов. Они не любят рискованных финансовых операций, и всегда демонстрируют желание сэкономить больше, чем заработать.
- Сдержанность и чувство меры, стремление к нахождению компромиссов – еще одна серьезная черта французского бизнеса. В ходе деловых переговоров излишняя напористость и агрессия не приветствуется.
- Определенность и четкость — деловая жизнь французов пронизана множеством правил, процедур и формальностей. Деловые коммуникации, как правило, осуществляются при помощи письменной корреспонденции.
- Стремление к самостоятельности и независимость от коллективизма – хотя французы очень общительны, работать они предпочитают в одиночку.
Деловой этикет – это набор гласных и негласных правил внешнего проявления поведения людей при деловых контактах. Французский деловой этикет имеет следующие особенности:
- Знакомство и приветствие во Франции сопровождается легким и быстрым рукопожатием, при этом если на встрече присутствуют несколько человек, то следует здороваться за руку со всеми.
- Французы настроены на доброжелательное и приветливое общение с коллегами и партнерами. Они улыбчивы и ценят юмор. В то же время они эмоциональны, что отражается не только в манере разговора и быстром темпе речи, но и в мимике и в жестах.
- Люди бизнеса предпочитают общаться, употребляя слова «мадам» («madame») или «мсье» («monsieur»). Обращение к собеседнику на «ты» или по имени французы считается дурным тоном. Так можно поступать лишь после просьбы об этом.
- Одежда делового человека на переговорах, с одной стороны, должна быть консервативной, с другой стороны – выглядеть стильно. Деловой дресс-код для мужчин — темный костюм, для женщин — платье или юбка.
- О проведении деловой встречи необходимо договариваться заранее, при этом важную роль играют рекомендации, личные связи и знакомства. Опоздание на встречу является признаком невежливости.
Классические методики межкультурных исследований Эдварда Холла и Герта Хофстеде предоставляют возможность выполнить всесторонний сравнительный анализ французской деловой культуры и сопоставить ее с другими мировыми культурами.
Критерии классификации культур Холла
- Критерий «контекст» — деловая культура Франции считается высококонтекстной, то есть люди предпочитают обмениваться информацией не прямо и открыто, а завуалировано и иносказательно. При этом, важное значение играют жесты, выражение лица, движение глаз.
- Критерий «время» — французская культура является полихромной, то есть считается нормальным, когда деловой человек одновременно выполняет несколько дел или, не завершив одно дело, начинает другое.
Измеряемые параметры анализа культур Хофстеде
- Параметр «дистанция власти» — по этому параметру деловая культура Франция характеризуется достаточно высоким индексом (68) – это говорит о преимущественно авторитарном стиле руководства, значительной степени централизации власти и наличие жестких иерархических отношений.
- Параметр «неприятие неопределенности» имеет очень высокий индекс (86), и об этом свидетельствует наличие огромного количества различных бюрократических документов регламентирующих все аспекты деловой жизни. Французы предпочитают работать в условиях ясности, конкретности и однозначности.
- Параметр «индивидуализм» отличается высоким индексом (71) и это указывает на то, что для француза очень важны чувства собственного достоинства и самоуважения, он желает рассчитывать на свои силы, а не полагаться на коллектив.
- Параметр «мужественность» характеризуется невысоким индексом (43), то есть член общества или организации будет чаще стремиться к решению деловых проблем не путем создания конфликтов, а через договоренности и взаимные уступки.
- Параметр «долгосрочная ориентация» имеет индекс (39) ниже среднего уровня — это говорит о том, что французы не очень готовы трудиться во имя далекого будущего и предпочитают увидеть результаты своей работы уже в ближайшее время.
- Параметр «допущение желаний» — по этому параметру деловая культура Франция характеризуется относительно высоким индексом (48), а это свидетельствует о значительной готовности общества удовлетворять желания граждан в наслаждении жизнью и веселье.