Влияние индуизма на формирование деловых культур
Индуизм одна из наиболее древних религий, он возник более трех тысяч лет назад. Исповедуют индуизм более 1 млрд. человек — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуисты составляют почти 80% населения Индии. Значительное количество приверженцев индуизма проживают и в таких государствах, как Непал, Бангладеш, Пакистан, Индонезия, Шри-Ланка.
Религиозная система индуизма включает в себя большое количество богов, но абсолютное большинство индусов верховными божествами признают Вишну (хранителя мироздания) или Шиву (разрушителя и созидателя мира).
Деловая культура в индуистских странах формировалась под несомненным влиянием существующей на протяжении многих веков кастовой структуры общества и сложной системы религиозно-философских учений – учения о реинкарнации (о переселении душ), учения о карме (о возмездии за содеянные поступки), учения о дхарме (о нравственных заповедях), учения о нирване (о духовном просветлении и перерождении).
Согласно священным индуистским текстам, а это в первую очередь Веды и Упанишады, каждый последователь индуизма должен стремиться в течение свое мирской жизни к достижению ряда основных целей или пурушартх. Реализация пурушартх позволяет индуисту улучшить свою карму, подняться на более высокий сословный уровень (касту) и, в конечном счете, решить главную задачу — выйти из круговорота перерождений и тем самым навсегда избавиться от страданий и ограничений материального мира.
Что же это за цели?
Первая цель – артха. Она заключается в приобретении знаний и умений, в повышении уровня материального благосостояния, в занятии более высокого статуса на работе и в обществе.
Вторая и более низменная цель – кама. Кама — это стремление индуиста к элементарному наслаждению от жизни и ощущению естественного человеческого счастья. Здесь и радость семейных отношений, и удовлетворение от каких-то приятных покупок, и приятное проведение свободного времени и т.д.
Но постигать артху и каму разрешено только в рамках дхармы, являющейся с одной стороны условием достижения этих целей, а с другой стороны самостоятельной важнейшей целью жизни индуиста. Дхарма – это очень емкое понятие, включающее в себя, в том числе, набор универсальных и специфических правил, определяющих принципы правильного поведения верующего в рамках повседневной жизни и выполнения своих обязанностей в обществе.
Универсальные правила едины для всех индуистов. Это обязательные морально-нравственные нормы поведения человека. Они включают в себя такие элементы как ненасилие, дисциплину, порядочность, спокойствие, скромность, искреннее желание счастья и благополучия окружающим.
Специфические или кастовые правила регулируют поведение представителей основных сословий общества – брахманов (священнослужителей), кшатриев (правителей и воинов), вайшьи (бизнесменов и специалистов-профессионалов), шудр (слуг и разнорабочих).
С точки зрения оценки влияния индуизма на деловую культуру наиболее интересны требования дхармы к людям, вовлеченным в бизнес.
Долг вайшьи заключается в том, чтобы всемерно создавать и накапливать материальные блага. При этом становясь богаче, он должен улучшать жизнь всего общества, в том числе без обмана вносить налоги и активно заниматься благотворительностью. Свой бизнес ему следует вести, избегая нечестных сделок и нарушения заключенных договоров. Вайшьям запрещено распространять товары и услуги, ведущие к деградации общества. Они обязаны создавать рабочие места и развивать те отрасли экономики, в которых наиболее нуждается страна.