Какие стимулы интересны для сотрудников поколения Х и поколения Y?

Популярные выражения — люди поколения Х,   Y и  Z появились в нашем лексиконе благодаря  теории поколений, предложенной в конце прошлого столетия америкацами Уильмом Штраусом и Нейлом Хоувом.

Суть поколенческой теории заключается в том, что формирование личности человека, его система ценностей и модель поведения происходит не только благодаря семье и ближайшему социуму (детский сад, школа, ВУЗ, армия, работа, досуг), но и под влиянием политических, экономических и технологических событий, происходящих в конкретном хронологическом периоде мировой истории и истории страны.

Общественную группу людей родившихся в тот или иной период принято называть поколением. Продолжительность поколения составляет примерно 15 – 20 лет. Выделяют:

—  молчаливое поколение (дети войны) – это поколение людей, которые родились в период с 1927 по 1945 годы,

поколение бэби-бумеров (послевоенное поколение), т.е. поколение людей родившихся в период с 1946 по 1964 годы,

поколение Х (поколение перестройки) – это люди, которые родились с 1965 года по 1980 год,

поколение Y (сетевое поколение) – его представители, появлялись на свет, начиная с 1981 года и по 1996 год,

поколение Z (цифровое поколение) – это люди, рожденные в период с 1997 по 2012 годы.

Сейчас рождаются дети Aльфа – поколения.

Понятно, что граничные даты возрастов носят условный характер и могут отличаться в различных регионах страны на 2 – 3 года, но в любом случае необходимо иметь в виду, что поколенческий фактор существенно сказывается на трудовом поведении работника.

Какие же приемы и способы, помимо достойной и «белой» заработной платы наиболее уместны и эффективны для мотивации тех работников, которые самым активным образом участвуют в настоящее время в трудовой деятельности?  А это люди, принадлежащие к поколению  Х (им сейчас от 41 до 56 лет) и к поколению Y (они имеют возраст от 25 до 40 лет).

Поколение Х

Представители этого поколения родились и начали формироваться, как работники, в Советском Союзе, их молодые годы пришлись на непростое время перестройки, многим из них пришлось пройти через материальные трудности.

В связи с этим иксы характеризуются готовностью к изменениям и в то же время стремлением к постоянству; прагматизмом, индивидуализмом и надеждой на себя; упорным трудом; профессионализмом в выбранной сфере деятельности;  желанием учиться в течение всей жизни. Они надежны, исполнительны, предпочитают иметь четко очерченные требования к должности и понятные показатели деятельности.

Наиболее действенными способами дополнительной мотивации иксов являются уверенность в стабильности рабочего места, удовлетворение карьерных амбиций, признание заслуг, дополнительное медицинское страхование, оплата лекарств и санаторное лечение, негосударственное пенсионное обеспечение.

Поколение Y

Игреки более избалованное в сравнении с иксами поколение. Это дети молодой России. Их юность прошла в период резкого глобального прогресса в информационных технологиях.

Ценностями игреков является уверенность в себе, разнообразие, мобильность, баланс между личной жизнью и трудовой деятельностью, желание работы в команде, использование современных технологических средств, немедленное вознаграждение.

Их интересуют  амбициозные и креативные задачи; возможность быстрого профессионального, карьерного и денежного роста; свободный график работы; рыночное признание компании.

Игреки с удовольствием воспринимают такие мотивационные приемы как красивое название должности, комфортное рабочее место и комфортная зона отдыха, курсы иностранных языков, абонемент в фитнес-центр, корпоративные спортивные мероприятия, квесты, кулинарные поединки, аренда жилья и компенсация расходов на мобильную связь, возможность беспроцентных займов и льготного кредитования.