Самодемотивация работника и ее причины

Довольно часто внедрение в компании новой, более современной  системы мотивации приводит к успеху, что отражается в  повышении отдачи персонала и улучшении показателей деятельности компании. Но при этом, если эти показатели даже улучшились, скажем на 20%, это совсем не значит, что абсолютно все работники благодаря новой системе мотивации повысили свою эффективность именно на 20%. Кто-то стал действительно стал работать лучше, может быть, на все 40%, а на кого-то новые мотивационные подходы не произвели совершенно никакого эффекта. Так, в чем же дело?

А дело в том, что, во-первых, мотивационная структура каждого человека уникальна и одни и те же внешние мотивационные факторы по-разному влияют на отдельных сотрудников компании. Второй причиной невосприимчивости части работников  к мотивационным нововведениям является то, что они изначально сами для себя психологически обнуляют возможности адекватного реагирования на любые внешние стимулы, т.е. происходит самодемотивация работников.

Самодемотивация может появиться, например, вследствие того, что:

  • Работник не верит руководству компании. По его убеждению руководитель во взаимоотношениях с работником всегда действует лишь в своих эгоистических интересах, поэтому новая система мотивации ничего хорошего работнику не принесет.
  • Ценности работника и организации не совпадают. Например, менеджмент всячески культивирует такую корпоративную ценность как командная работа, а работник психологически ориентирован на индивидуальную деятельность.
  • Работник не уверен в своих знаниях и умениях. Вследствие этого, он даже не будет пытаться работать лучше при актуализации системы премирования.
  • Работник предполагает, что задачи стоящие перед ним невыполнимы. То есть, предстоящая работ настолько объемна и  сложна, что, по мнению сотрудника, никакие стимулы не смогут сподвигнуть его на достижение поставленных целей.
  • Наличие у работника продолжительных отрицательных эмоций вследствие различных личных проблем (семейные неурядицы, конфликты в быту или на работе и др.). Депрессия или беспокойство возникающая при этом у сотрудника минимизируют все мотивационные усилия менеджмента компании.

Таким образом, максимальный эффект от внедрения перспективной с точки зрения работодателя системы мотивации возможен лишь после предварительной системной и адресной работы топ-менеджеров и линейных руководителей по выявлению сотрудников, которые сами себя демотивируют и проведения с ними точечной работы для появления стремления к активной деятельности.