Мотивационный парадокс и его разрешение

Два типа мотивации, две побудительные силы, два источника энергии влияют на ежеминутные действия любого человека в любом виде деятельности – внутренняя мотивация и внешняя мотивация.

Внутренняя мотивация заключается в том, что энергию для своей деятельности человек черпает в самом процессе труда и в результатах, которые он достигает.

Внутренне мотивированный человек реализует свои биологические потребности в творчестве и самореализации. Он занимается любимым делом, получает удовольствие и радость от своей работы, он инициативен, любознателен, постоянно нацелен на нестандартные решения стоящих перед ним задач и трудится на грани возможного.

Внешняя мотивация представляет собой мотивацию, источник энергии которой находится за пределами влияния человека. Стремление к приобретению человеком каких-либо материальных благ либо стремление избежать каких-либо угроз является побудительной силой внешней мотивации.

Внешне мотивированный человек реализует свои биологические потребности в пище, кровле, безопасности и др. Эти потребности можно удовлетворить, лишь, выполняя, ту или иную, порученную работу в рамках наемного труда и получая за это определенное вознаграждение от работодателя.

Соответственно, такой человек не стремится выкладываться по полной и работает ровно столько, сколько необходимо, чтобы получить обещанное вознаграждение. А если работодатель слабо контролирует  труд своего внешне мотивированного работника, то он, как правило, работает даже меньше и хуже, чем требуется.

Кроме этого, психологи, изучающие человеческую мотивацию, выявили такую ее интересную особенность как конфликтность между внешней и внутренней мотивациями. Внешне мотивированный работник фокусируется на вознаграждении (его размерах, способах увеличения и т.д.), что подсознательно способствует резкому снижению его самоотдачи, инициативы и стремления к творчеству, то есть торможению влияния на человека внутренних мотивов. Внутренне мотивированный человек (особенно если это представитель творческой профессии – художник, музыкант, поэт или писатель), наоборот, избыточно фокусируется на процессе своего труда и игнорирует внешние мотивы – деньги и другие материальные блага.

Таким образом, отношения между внутренней и внешней мотивацией представляют собой парадокс, заключающий в том, что две главные побудительные силы человека не суммируются, а наоборот, противоречат друг другу и снижают общую мотивацию.

Как разрешить мотивационный парадокс?

Самый простой и наглядный способ – стать предпринимателем, организовать свое дело в той своей нише человеческой деятельности, где комфортно и интересно работать и созидать новое; в нише, которая в наибольшей мере соответствует личным ценностям. При этом необходимо уметь реализовывать продукты труда  этой деятельности и получать за это финансовые средства, вполне достаточные для удовлетворения своих физиологических потребностей и потребностей в безопасности, для поддержания определенного уровня своей жизни и жизни близких.

Намного сложнее решить мотивационное противоречие в сфере наемного труда. Работодатель, разрабатывая систему мотивации своих работников должен предусматривать приемы, максимально ограничивающие отрицательное влияние внешних стимулов на раскрепощение внутренних мотивов.  Несложные приемы, разрешающие мотивационный парадокс и не дающие убить радость и наслаждение от работы:

— создание условий, при которых работник сможет иметь (в разумных пределах) свободу выбора – выбора задачи, выбора способа решения задачи, выбора времени решения задачи, выбора места решения задачи и т.д.,

— создание условий, при которых работник будет сталкиваться с новыми вызовами – предоставление возможности работать с перспективными, амбициозными, интересными, абсолютно  новыми задачами,

— создание условий, при которых работник будет иметь возможность обучаться и профессионально развиваться, возможность  впитывать новые знания, накапливать опыт и навыки,

— создание условий, при которых будут исключены различные отвлекающие факторы, в том числе страх неудачи, и работник сможет полностью сконцентрироваться на своем трудовом процессе,

— создание условий, при которых работник сможет ощутить смысл, ценность и важность выполняемой им работы для подразделения компании, для компании в целом или даже для общества.