Развитие внутренней мотивации – естественный ключ к личным успехам и победам

Как стать не просто успешным, но и счастливым человеком – вечный вопрос, ответить на который  в разные периоды времени и в разных странах пытались многие известные ученые, писатели, философы, теологи, психологи. Американский консультант и тренер по лидерству и мотивации Сьюзен Фаулер в книге «Ваш источник мотивации» представила свою достаточно свежую и убедительную версию получения удовольствия и даже счастья от процесса достижения различных жизненных целей.

Конечно, эта версия появилась не на пустом месте. Подобные идеи и мысли высказывали на протяжении 20-го столетия такие ученые, как Абрахам Маслоу, Гарри Харлоу, Эдвард Деси, Ричард Райан, Хайнц Хекхаузен, Евгений Ильин и многие другие исследователи человеческой мотивации. Сьюзен Фаулер предложила свой оригинальный мотивационный понятийный аппарат, далее систематизировала и структурировала в рамках этого аппарата все накопленные знания, при этом изложила их в доступной и популярной форме  с множеством примеров из реальной жизни. Но самое главное заключается в ее практических предложениях  по совершенствованию человеком своей внутренней мотивации.

В чем суть системы С.Фаулер.

  1. Существует два базовых типа мотивации человека – внешняя (экстринсивная) мотивация и внутренняя (интринсивная) мотивация. Внешняя мотивация обусловливается внешними условиями (возможностью поощрения или угрозой наказания). Так, внешне мотивированный сотрудник старается работать, надеясь на продвижение по службе, на получение материального вознаграждения, или опасаясь потери части каких-то денежных выплат, а то и увольнения. Внутренняя мотивация обуславливается исключительно желанием самого человека осуществлять или не осуществлять какие-либо действия. Внутренне мотивированному работнику для успешной трудовой деятельности не нужны внешние побуждающие силы, он получает удовольствие и радость от процесса труда и результатов, которые он достигает.
  2. Внутренняя мотивация является оптимальной, т.е. благоприятной для успешного достижения человеком своих целей. Внешняя мотивация является неоптимальной. Человек работает под давлением внешних, навязанных ему обстоятельств, не поддающихся его прямому контролю, что само по себе является источником негативных эмоций, вызывает чувство отупения и раздражения. При этом одновременное использование двух базовых мотиваций, являющихся на самом деле антиподами, ведет к тому, что результирующая мотивация стремится к нулю.
  3. Развитие внутренней мотивации связано (теория самодетерминации Э.Деси) с необходимостью человека в удовлетворении трех врожденных потребностей высокого качества – потребности в выборе, потребности в сопричастности и потребности в компетентности.
  4. Потребность в выборе (автономии) заключается в стремлении человека самому инициировать и контролировать своё поведение. Он должен иметь возможность самостоятельного выбора того или иного варианта действий из имеющегося перечня возможных альтернатив.
  5. Потребность в сопричастности заключается в стремлении человека к установлению и поддержанию отношений с окружающими людьми, к желанию заботиться о других и ощущению заботы с их стороны.
  6. Потребность в компетентности заключается в стремлении человека к ощущению самоэффективности, к ощущению своего непрерывного развития и совершенствования.
  7. Удовлетворение потребностей человека в выборе, сопричастности и компетентности приводит к оптимальной мотивации, разрушение этих потребностей – к неоптимальной мотивации.
  8. Использование для достижения целей силы воли и дисциплинированности свидетельствует о том, что внутренняя (оптимальная) мотивация человека недостаточно развита и необходимо заниматься ее совершенствованием, то формировать навыки по удовлетворению собственных психологических потребностей в выборе, сопричастности и компетентности.
  9. Уровень развития человеком этих навыков можно оценить одним из трех мотивационных статусов. Первый статус — «согласованная мотивация», второй, более высокий, статус — «интегрированная мотивация» и третий, наивысший, статус — «естественная мотивация (поток)».
  10. Согласованная мотивация выбирается человеком сознательно, соответствует его определенным ценностям и уровню компетентности.
  11. Интегрированная мотивация отражает сущность человека, она становится практически его второй натурой и он выполняет интегрировано мотивированные действия на автомате.
  12. Поток, к сожалению, не часто встречающийся уровень внутренней мотивации. Он возникает естественным образом. его нельзя объяснить рационально. Мотивация в данном случае основывается на ощущении наслаждения и счастья, которое человек получает от самой деятельности, излучая при этом мощную позитивную энергию и креативность