Как правильно подобрать ключевые показатели эффективности

Одной из проблем, с которой сталкиваются менеджеры и разработчики системы мотивации являются ошибки при постановке КПЭ.

Часто руководители сосредотачиваются только на повышении эффективности деятельности того или иного отдельного проблемного участка (отдела, цеха и т.д.)  и в систему мотивации компании включают лишь те КПЭ, которые способны улучшить работу только этих подразделений. При этом, эффективностью всего результирующего основного или вспомогательного бизнес-процесса мало кто интересуется. В результате локальные ключевые показатели эффективности успешно выполняются, премии выплачиваются работникам в полном объеме, но в целом работа компании по общекорпоративным показателям эффективности  (повышение качества продукта, оптимизация затрат, рост выручки, достижение планового показателя прибыли и др.) не становится лучше.

Само по себе установление в качестве КПЭ для всех подразделений компании показателя результирующей эффективности ничего не дает, поскольку такие показатели являются интегрированными и не поддаются прямому влиянию. Кроме этого, работники, выполняя свои текущие рутинные функции, плохо понимают, как их повседневная деятельность влияет на общие показатели работы компании и, соответственно, не проявляют особого усердия.

Для решения этой проблемы, то есть, для успешного выполнения результирующего  показателя деятельности компании, например, планового роста доходов необходимо, в части постановки КПЭ, выполнить следующие действия:

— описать  процесс получения доходов, который, скорее всего, будет состоять из целого ряда подпроцессов, а те в свою очередь из отдельных операций,

— по каждому из подпроцессов выделить в качестве КПЭ промежуточный показатель эффективности,

— закрепить промежуточные показатели эффективности за соответствующими подразделениями компаниями и ответственными менеджерами,

— определить метрики по этим показателям, порядок и сроки расчетов, увязку с размером премиальных выплат,

— добиться синхронизации выполнения промежуточных показателей эффективности и, как результат, выйти на требуемый результирующий общекорпоративный показатель эффективности.

Процессный подход к постановке КПЭ позволяет не только повысить эффективность работы отдельных подразделений компании, но и увязать их деятельность в целях успешного решения общекорпоративных задач.