Классификация деловых культур Холла

Э́двард Тви́тчелл Хо́лл — американский антрополог и исследователь национальных культур. Автор  первой классификации в рамках сравнительного менеджмента. Холл впервые, еще в 1950-х годах, ввел понятие межкультурной коммуникации. Основные работы — книги «Беззвучный язык» (1959) и «За пределами культуры» (1976).

Холл описал два взаимодополняющих  варианта классификаций деловых культур. В первом  варианте в качестве критерия классификации  используется понятие «контекст». Во втором варианте – «время».

Понятие «контекста» способно  довольно точно характеризовать деловые коммуникации в различных культурах. В общем случае  конте́кст (лат. contextus — связь) представляет собой отрывок письменной или устной речи, общий смысл которого позволяет уловить значение входящих в него отдельных слов. Важность контекста для общения между людьми разных культур и позволило Холлу выполнить кросс-культурную классификацию.

Классификация Холла по критерию «контекст» делит все национальные деловые культуры на два типа:

  • низкоконтекстные культуры,
  • высококонтекстные культуры.

Культура низкого контекста (низкоконтекстная) предполагает прозрачный обмен информацией между индивидами в открытой, недвусмысленной форме. В такой культуре вещи принято называть своими именами, ситуация описывается максимально конкретно и подробно. Общение имеет вербальный (словесный) устный или письменный характер. Германия, США, Великобритания, Австралия, скандинавские страны являются странами с низкоконтекстной культурой.

Культура высокого контекста (высококонтекстная) – это культура, в которой информация подается в неявной форме, то есть завуалировано и иносказательно. В общении большое значение играют невербальные элементы, такие как тон голоса, жесты, выражение лица и движение глаз.

Высококонтекстная культура присуща таким странам, как  Испания, Италия, Индия, Китай, Бразилия, Япония, Южная Корея. Россия также тяготеет к этой культуре.

Восприятие и использование людьми различных культур времени также позволяет дать точную характеристику  межкультурным деловым коммуникациям.

Классификация Холла по критерию «время» (др.греч.– хронос) делит все национальные деловые культуры также на два типа:

  • монохронные культуры,
  • полихронные культуры.

Монохронная культура – это культура, где время представляется как прямолинейный путь, который ведет из прошлого в будущее. Для монохронного человека основной принцип использования рабочего и личного времени – принцип последовательности. Он может заниматься эффективно лишь одним видом деятельности в определенный отрезок времени. Он обладает повышенным чувством ответственности, свои обязанности выполняет педантично и скрупулезно.  Такой тип использования времени распространен в США, Германии, Норвегии, Швеции.

Полихронная культура – это культура, где все происходит одновременно и человек стремится делать  сразу несколько дел. Такой культуре свойственны динамичность, отсутствие пунктуальности, импульсивность и высокая степень контактности. В полихронной культуре большую роль играют межличностные отношения и общение с другими людьми. К типичным полихронным культурам относятся культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средиземноморья. Полихронная культура в значительной степени характерна и для России.