Предмет курса «Сравнительный менеджмент»

Сравнительный менеджмент (Comparative Management — СМ) является частью общей теории менеджмента.

Предмет курса «СМ» — национальные модели менеджмента с их  различиями и сходствами.

Метод изучения курса «СМ» — сравнительные исследования.

СМ –  межпредметная дисциплина, использующая  достижения  различных областей знания – сравнительной психологии и социологии, лингвистики, культурологии, антропологии, экономической истории,  теории организации и др. При этом наиболее близкой СМ  дисциплиной является институциональная экономика.

СМ изучает и  сопоставляет национальные модели менеджмента в разрезе трех основных направлений – экономической среды, законодательно-политической среды и социокультурной среды.

Экономическая среда включает в себя  уровень экономического развития страны, инфраструктуру, рынки ресурсов и готовых продуктов.

Законодательно-политическая среда учитывает состояние политических и правовых институтов – прежде всего, уровень политических рисков и особенности национального гражданского и трудового законодательства.

Социокультурная среда имеет наибольшее значение и вызывает наибольший интерес при изучении курса СМ. Изучение социокультурной среда предполагает глубокий и всесторонний анализ влияния на менеджмент различных теорий, моделей и параметров национальных деловых культур. Менеджер должен уметь системно применять рекомендации СМ при понимании культурных особенностей управляемого коллектива и страны, в которой оперирует его бизнес.

 СМ в рамках изучения  национальных моделей менеджмента решает следующие задачи:

— изучение, сопоставление и  анализ национальных деловых культур,

— изучение, сопоставление и  анализ национальных институциональных (прежде всего, в части государственной политики, экономики и права) различий,

— изучение, сопоставление и анализ национальных особенностей организационного менеджмента,

— формирование и развитие навыков эффективных межкультурных коммуникаций с представителями иных стран и культур,

— изучение способов адаптации к иным деловым культурам и моделям менеджмента,

— оказание помощи в выборе эффективных форм  и технологий управления при совместном с представителями других культур и стран ведении бизнеса.

СМ наибольшее внимание уделяет анализу и сопоставлению таких элементов национального корпоративного управления, как:

  • распределение полномочий,
  • способы принятия управленческих решений,
  • готовность к риску,
  • системы мотивации,
  • уровень формальности,
  • организационная лояльность,
  • карьерный рост,
  • ответственность и системы контроля.