Предмет курса «Сравнительный менеджмент»
Сравнительный менеджмент (Comparative Management — СМ) является частью общей теории менеджмента.
Предмет курса «СМ» — национальные модели менеджмента с их различиями и сходствами.
Метод изучения курса «СМ» — сравнительные исследования.
СМ – межпредметная дисциплина, использующая достижения различных областей знания – сравнительной психологии и социологии, лингвистики, культурологии, антропологии, экономической истории, теории организации и др. При этом наиболее близкой СМ дисциплиной является институциональная экономика.
СМ изучает и сопоставляет национальные модели менеджмента в разрезе трех основных направлений – экономической среды, законодательно-политической среды и социокультурной среды.
Экономическая среда включает в себя уровень экономического развития страны, инфраструктуру, рынки ресурсов и готовых продуктов.
Законодательно-политическая среда учитывает состояние политических и правовых институтов – прежде всего, уровень политических рисков и особенности национального гражданского и трудового законодательства.
Социокультурная среда имеет наибольшее значение и вызывает наибольший интерес при изучении курса СМ. Изучение социокультурной среда предполагает глубокий и всесторонний анализ влияния на менеджмент различных теорий, моделей и параметров национальных деловых культур. Менеджер должен уметь системно применять рекомендации СМ при понимании культурных особенностей управляемого коллектива и страны, в которой оперирует его бизнес.
СМ в рамках изучения национальных моделей менеджмента решает следующие задачи:
— изучение, сопоставление и анализ национальных деловых культур,
— изучение, сопоставление и анализ национальных институциональных (прежде всего, в части государственной политики, экономики и права) различий,
— изучение, сопоставление и анализ национальных особенностей организационного менеджмента,
— формирование и развитие навыков эффективных межкультурных коммуникаций с представителями иных стран и культур,
— изучение способов адаптации к иным деловым культурам и моделям менеджмента,
— оказание помощи в выборе эффективных форм и технологий управления при совместном с представителями других культур и стран ведении бизнеса.
СМ наибольшее внимание уделяет анализу и сопоставлению таких элементов национального корпоративного управления, как:
- распределение полномочий,
- способы принятия управленческих решений,
- готовность к риску,
- системы мотивации,
- уровень формальности,
- организационная лояльность,
- карьерный рост,
- ответственность и системы контроля.