Canvas – бизнес-модель успеха
Авторы бизнес-модели Canvas – Александр Остервальдер, швейцарский теоретик бизнеса, один из наиболее влиятельных современных бизнес-мыслителей мира, а также его коллега — американский ученый в области информационных технологий Ив Пинье.
Модель была разработана и представлена авторами в 2004 году в работе «Онтология бизнес-модели». Отечественный читатель познакомился с этой моделью в 2010 году, благодаря изданному и переведенному на русский язык бестселлеру «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора».
Canvas представляет собой практичный и наглядный инструмент укрупненного описания основных бизнес-процессов новых и уже действующих компаний для дальнейшего их анализа и принятия решения о выборе наилучшего варианта развития бизнеса.
Название модели связано с тем, что ее важнейшим элементом является шаблон или канва (Business model canvas) при помощи которой можно очень быстро и удобно, буквально на одном листе бумаги смоделировать бизнес.
Шаблон-канва, вследствие своей логичности и последовательности, позволяет успешно выявлять «разрывы» и «узкие места» во всех четырех основных сферах бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение продукта, инфраструктура и финансовая эффективность компании.
Бизнес-модель Canvas состоит из девяти взаимосвязанных блоков.
1 блок – (Потребительские сегменты — ПС). Этот блок нужен для того, чтобы понять, для кого мы создаём наши продукты. В блоке ПС шаблона отражаются клиенты (люди, организации) которым могут быть потенциально интересны результаты нашей деятельности и которые, в той или иной мере, интересны нам. Все клиенты, при этом, раскладываются по нескольким сегментам (массовый сегмент, сегмент крупных клиентов, сегмент корпоративных клиентов, сегменты по определенным продуктам и т.д.), затем ранжируются для формирования приоритетности в выборе ПС.
2 блок — (Ценностные предложения — ЦП). Ценностное предложение – это совокупность преимуществ продукта (инновационность, уникальность, доказанность, стоимость и др.), которые компания сможет предложить своему потребителю. Блок ЦП необходим для выяснения того, какие товары или услуги способны наилучшим образом решать те или иные проблемы клиентов в разрезе потребительских сегментов.
3 блок – (Каналы сбыта — КС). В этом блоке описываются и анализируются все пути и каналы (информационные, торговые и т.д.), благодаря которым мы взаимодействуем с потребительскими сегментами и доносим до них наши ценностные предложения. Анализ КС осуществляется в разрезе его основных составляющих: информирование ПС о ценностном предложении, продажа и доставка клиентам продукта, послепродажное обслуживание потребителей.
4 блок – (Взаимоотношение с клиентами — ВК). Задачи ВК — повышение лояльности потребителей, удержание существующих клиентов, увеличение продаж существующим клиентам, привлечение новых клиентов и др. В блоке описываются и анализируются наиболее адекватные (с учетом сегмента) методы взаимоотношений с потребителями (персональный, автоматизированный, самообслуживание и т.д.).
5 блок — (Потоки поступления доходов — ПД). Этот блок посвящен типам и источникам потоков поступления дохода, а также механизмам ценообразования. Доходы мы можем получить благодаря реализации клиентам тех или иных ценностных предложений. Canvas предполагает два типа доходов – разовые и регулярные. Потоками поступления доходов могут стать продажа товаров, плата за услуги, аренда и др. Механизмы ценообразования — фиксированные или договорные цены, аукционные торги, цены, зависящие от рынка и т.д.
6 блок – (Ключевые ресурсы — КР). Ресурсы — это всё, что необходимо для жизнеобеспечения бизнес-модели. В блоке КР шаблона описываются и анализируются все ресурсы (интеллектуальные, материальные, финансовые, человеческие), необходимые для обеспечения создания и реализации ценностных предложений.
7 блок – (Ключевые виды деятельности — КД). Ключевые виды деятельности — это важнейшие действия компании, в результате которых создаются ценностные предложения. КД включают в себя, прежде всего, производство товаров и услуг, а также решение различных инфраструктурных задач, необходимых для создания ЦП.
8 блок – (Ключевые партнеры — КП). Этот блок описывает всю сеть партнеров (сторонних компаний), благодаря которой сможет функционировать наша бизнес-модель.
Анализируя блок КП, необходимо четко определиться, какой из видов деятельности целесообразно передать на аутсорсинг, а какой оставить в компании. Такая же дилемма и в части ресурсов – какую долю финансов можно привлечь со стороны, а какую изыскивать непосредственно в компании. Кроме этого, нужно понимать какие именно партнерские отношения для нашей бизнес-модели наиболее оптимальны.
9 блок – (Структура издержек — СИ). Издержки – это расходы, связанные с функционированием нашей бизнес-модели. Влияние этого блока на результаты деятельности компании громадны, поэтому СИ требуют особого внимания при описании и анализе. Структура издержек включает в себя расходы на разработку ценностного предложения, на организацию каналов сбыта, на мероприятия по взаимоотношениям с клиентами, на обеспечение ключевых видов деятельности.
Результатами всей проделанной нами в рамках модели Canvas аналитической работы являются заполненные и готовые к реализации оптимизированные шаблоны по каждому ценностному предложению.