Как модель SOSTAC сможет помочь в планировании бизнеса?

Автор бизнес-модели SOSTAC – Пол Смит, гуру в сфере маркетинга, ведущий эксперт Королевского (Великобритания) института маркетинга (The Chartered Institute of Marketing — CIM).

Модель была разработана в 1990-х годах, а в 2004 году автор представил ее  в своем бестселлере «Маркетинговые коммуникации».

 SOSTAC (официальное название PR Smith SOSTAC ®) является эффективной моделью планирования маркетинговых стратегий. Кроме этого, SOSTAC – это  универсальный и  практичный инструмент, который можно  успешно использовать при любых видах планирования, в том числе при составлении личных жизненных планов.

Модель  включает в себя шесть обязательных компонент. А название модели (SOSTAC) представляет собой аббревиатуру, состоящую из шести первых букв английских слов, обозначающих определенные компоненты модели.

«S» —  (Situation analysis – анализ ситуации).

«О» — (Objectives – цель).

«S» — (Strategy – стратегия).

«Т» — (Tactics тактика).

«А» — (Action – действия).

«С» — (Control – контроль).

Планирование бизнеса, согласно модели SOSTAC, осуществляется в рамках шести шагов. В качестве примера использования модели SOSTAC возьмем укрупненный пример составления бизнес-плана по открытию городского фитнес-клуба в спальном микрорайоне N.

Первый шаг (анализ текущей ситуации). Анализ внешних факторов (политических, экономических, социальных, технологических) влияющих на процесс открытия фитнес-клуба выполняется при помощи модели PEST. Оценка конкурентной среды осуществляется при помощи модели Портера. В рамках этих моделей анализируется существующий  рынок фитнес-услуг, возможные конкурентные преимущества, перспективный клиентский сегмент, ожидаемые демографические изменения в городе и микрорайоне, актуальный перечень наиболее востребованных фитнес-услуг, транспортная инфраструктура и проходимость месторасположения клуба, ценовой диапазон услуг, финансовые и кадровые возможности и др.

Второй шаг (постановка цели). На основании качественного анализа ситуации определяются миссия и стратегические цели создаваемого бизнеса. Постановка цели осуществляется при помощи модели SMART, т.е. цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и отслеживаемыми. Миссия – обеспечение жителей микрорайона N широкой линейкой качественных фитнес-услуг. Поставленные цели – в течение двух лет добиться окупаемости проекта и занять на рынке фитнес-услуг микрорайона долю в размере 50%.

Третий шаг (выбор стратегии достижения цели). Стратегия представляет собой концептуальный план достижения целей. Различают маркетинговую, финансовую, инновационную стратегии. При разработке бизнес-стратегии можно опираться на  модель Минцберга (5П).

Четвертый шаг (определение тактики). Тактика – это детализация реализации стратегической альтернативы. Элементами тактики в данном примере может стать — определение финансовых источников и инвесторов, подбор помещения, разработка перечня групповых и индивидуальных фитнес-услуг, выбор соответствующих услугам силовых и аэробных тренажеров и т.д.

Пятый шаг (составление конкретного плана действий с указанием сроков и ответственных лиц). В план действий входят такие мероприятия как заключение кредитного договора и договора аренды на помещение, приобретение фитнес-тренажеров и мебели, оборудование помещений под целевые занятия, подбор сотрудников, проведение рекламных мероприятий и др.

Шестой шаг (формирование контрольных показателей для мониторинга достижения цели) – финансово-экономические показатели (выручка, расходы, прибыль) и натуральные показатели (посещаемость в сутки, количество проданных абонементов в месяц    и др.) должны нас регулярно информировать о том, достигаем ли мы поставленную цель (окупаемость за 2 года и доля рынка 50% или нет).