Gap-анализ как индикатор эффективности управления
Gap-анализ или анализ разрывов (англ. gap — брешь, прореха), — управленческая модель, разработанная в 1980-х годах в Стэнфордском исследовательском институте в Калифорнии.
Разрывы — это разница между фактическим и планируемым значением того или иного показателя деятельности компании.
Наличие разрывов представляет собой угрозу настоящей и будущей деятельности, росту и выживанию компании.
Анализ разрывов — это процесс диагностики причин разрывов. Он является эффективным средством понимания того, почему компания не работает с максимальным потенциалом. Какие факторы мешают компании, человеку, команде, продукту или процессу достичь максимальной производительности и как это можно исправить?
Анализ разрывов может быть стратегическим и фокусироваться на общей организации, планировании и выполнении на этом уровне, или он может быть оперативным и фокусироваться на повседневной работе команды или отдела.
Причины разрывов могут быть самыми разными. Наиболее распространенные из них:
- достижение заявленных уровней показателей (осуществление требуемых изменений) заняло гораздо больше времени, чем это планировалось изначально;
- в процессе осуществления изменения возникли серьезные проблемы, которые не были предусмотрены или проанализированы к тому;
- координация деятельности руководителей отдельных задач изменения не была достаточно эффективной;
- при проведении изменений возникали кризисные угрозы, что потребовало отвлечения всех сил и возможностей по их преодоления;
- навыки и способности вовлеченных в изменение работников оказались недостаточными;
- уровень подготовки и понимания замысла изменения не отвечал требованиям;
- неблагоприятное влияние на осуществление изменений оказывали неконтролируемые факторы внешней среды.
Основные типы разрывов:
- Разрывы производительности — разница между ожидаемой и фактической производительностью.
- Разрывы в сфере продуктов — разница между планом продаж и фактическими продажами.
- Разрывы эффективности — разница между целевой и фактической прибылью компании.
- Разрывыв рабочей силе — разница между необходимым количеством и качеством рабочей силы и фактической численностью сотрудников компании.
- Рыночные разрывы – разница между планируемой и фактической долей рынка.
- Процессные разрывы – разница между оптимальной последовательностью операций и фактической.
Шаги выполнения Gap-анализа
- Определите область для анализа и определите задачи, которые должны быть решены этим анализом.
- Установите оперативные/стратегические цели компании.
- Проанализируйте текущее состояние.
- Сравните текущее положение с идеальным состоянием.
- Опишите разрыв и количественно определите разницу.
- Постройте графическую диаграмму, визуально отражающую целевое и текущее состояние, а также величину разрыва, в том числе прогнозируемую.
- Обобщите рекомендации и создайте план по устранению разрывов.