Gap-анализ как индикатор эффективности управления

Gap-анализ  или анализ разрывов (англ. gap — брешь, прореха), — управленческая модель, разработанная в 1980-х годах в Стэнфордском исследовательском институте в Калифорнии.

Разрывы — это разница между фактическим и планируемым значением того или иного показателя деятельности компании.

Наличие разрывов представляет собой угрозу настоящей и будущей деятельности, росту и выживанию компании. 

Анализ разрывов — это процесс диагностики причин разрывов.  Он является эффективным средством понимания того, почему компания не работает с максимальным потенциалом. Какие факторы мешают компании, человеку, команде, продукту или процессу достичь максимальной производительности и как это можно исправить?

Анализ разрывов может быть стратегическим и фокусироваться на общей организации, планировании и выполнении на этом уровне, или он может быть оперативным и фокусироваться на повседневной работе команды или отдела. 

Причины разрывов могут быть самыми разными. Наиболее распространенные из них:

  • достижение заявленных уровней показателей (осуществление требуемых изменений) заняло гораздо больше времени, чем это планировалось изначально;
  • в процессе осуществления изменения возникли серьезные проблемы, которые не были предусмотрены или проанализированы к тому;
  • координация деятельности руководителей отдельных задач изменения не была достаточно эффективной;
  • при проведении изменений возникали кризисные угрозы, что потребовало отвлечения всех сил и возможностей по их преодоления;
  • навыки и способности вовлеченных в изменение работников оказались недостаточными;
  • уровень подготовки и понимания замысла изменения не отвечал требованиям;
  • неблагоприятное влияние на осуществление изменений оказывали неконтролируемые факторы внешней среды.

Основные типы разрывов:

  • Разрывы производительности — разница между ожидаемой и фактической производительностью.
  • Разрывы в сфере продуктов — разница между планом продаж и фактическими продажами.
  • Разрывы эффективности — разница между целевой и фактической прибылью компании.
  • Разрывыв рабочей силе — разница между необходимым количеством и качеством рабочей силы и фактической численностью сотрудников компании.
  • Рыночные разрывы – разница между планируемой и фактической долей рынка.
  • Процессные разрывы – разница между оптимальной последовательностью операций и фактической.

    Шаги выполнения Gap-анализа 

  1. Определите область для анализа и определите задачи, которые должны быть решены этим анализом.
  2. Установите оперативные/стратегические цели компании.
  3. Проанализируйте текущее состояние. 
  4. Сравните текущее положение с идеальным состоянием.
  5. Опишите разрыв и количественно определите разницу.
  6. Постройте графическую диаграмму, визуально отражающую целевое и текущее состояние, а также величину разрыва, в том числе прогнозируемую.
  7. Обобщите рекомендации и создайте план по устранению разрывов.