Чем отличаются маркетинговые концепции 4P и SAVE?

Автор концепции 4РЭдмунд Джером Маккарти, американский профессор и консультант, пионер маркетинговой мысли в мире.

Эту классическую концепцию он предложил еще в 1960 году в своей работе  «Базовый маркетинг: управленческий подход».

 Концепция 4Р – это концептуальная основа  для принятия маркетинговых решений. Она представляет собой маркетинговый комплекс, состоящий из четырех компонентов. При этом название каждого из этих компонентов начинается на английскую букву «Р». Использование такого удачного приема, не в последнюю очередь, явилось причиной популярности концепции.

Итак, компоненты 4Р:

Product  (продукт) — все, что продает компания и все что может быть нужным потребителю. Продукт в этом случае – это  универсальный термин, объединяющий понятия товара и услуги.

Place (место) – каналы и способы распространения продукта.

Price (цена) — сумма, запрашиваемая за продукт. Это сумма, которая, по мнению продавца, покрывает издержки и приносит доход, и которую,  по мнению покупателя,  стоит заплатить, чтобы получить нужный ему продукт.

Promotion (продвижение) — система информирования людей о наличии продукта и его значимости для потребителя.  

На протяжении истекших десятилетий модель 4Р активно использовалась во всем мире при рассмотрении различных маркетинговых программ, в том числе при запуске нового продукта и выхода на новый рынок. Анализ маркетинговой ситуации в разрезе четырех компонентов модели позволял получить системные ответы, например, на такие вопросы, как:

  • Какие выгоды новый продукт даст клиенту и какой категории клиентов он будет интересен?
  • Какие каналы можно использовать для распространения нового продукта?
  • Какая цена на новый продукт будет оптимальной и какие сложились цены конкурентов на аналогичный продукт?
  • Как добиться наибольшего охвата средств продвижения по информированию о свойствах нового продукта?

 

Но в 2013 году Эдуардо Конрадо, Ричард Эттенсон и Джонатан Ноулс, сотрудники американской компании Motorola Inc., в своей работе «Переосмысление концепции 4Р» предложили современную маркетинговую концепцию — SAVE. Концепция SAVE, также как и 4Р,  включает в себя четыре компонента, но эти компоненты фокусируют внимание специалистов на маркетинговых аспектах, которые в большей степени ориентированы на клиента.

Solution (решение) – вместо компоненты «продукт» предложена компонента «решение», тем самым акцент маркетинговой политики должен сдвигаться с обезличенных свойств продукта на проблемы, которые решит покупатель приобретая данный продукт.

Access (доступ) – вместо компоненты «место» предложена компонента «доступ», тем самым, учитывая глобальный характер бизнеса, акцент маркетинговой политики должен сдвигаться с традиционных каналов распространения продукта на обеспечение доступа компании к клиенту и доступа клиента к продукту в любой точке мира.

Value (ценность) – вместо компоненты «цена» предложена компонента «ценность», тем самым акцент маркетинговой политики должен сдвигаться со стоимости продукта на его ценность для клиента.

Edukation (обучение) – вместо компоненты «продвижение» предложена компонента «обучение», тем самым акцент маркетинговой политики должен сдвигаться с устаревших, похожих на манипуляцию, способов продвижения (рекламный баннер, упоминание на ТВ или прессе и др.) на предоставление клиентам полезной и бесплатной информации вызывающих доверие к компании и его продуктам. А это возможно лишь через обучение сотрудников, осуществляющих эту функцию.