Зачем Эдварду де Боно  шесть шляп?

 

Эдвард де Боно является автором оригинальной концепции в сфере инновационного менеджмента  – концепции  «шесть шляп мышления». Боно – доктор медицинских наук и доктор философии Кембриджского университета, гуру в области развития практических навыков мышления. Его знаменитая работа «Шесть шляп мышления» увидела свет в 1985 году.

Изучая процесс мышления, доктор де Боно обратил внимание на то, что основной проблемой его эффективности, является безуспешное преодоление человеком стихийного течения собственных мыслей. В каждое мгновение  времени в сознании человека теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. И, он предложил простую идею, позволяющую навести порядок в этой бесконечной мыслительной круговерти и предоставить возможность сотруднику или группе сотрудников все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности.

Суть этой интересной концепции или метода заключается в следующем.

Во — первых, Боно дал определение двум типам мышления – фонового и взвешенного. Фоновое или обыденное мышление предназначено для решения повседневных проблем. Взвешенное мышление  — это мышление, которое основывается на осознанном, волевом направлении человеком потока своих мыслей в нужное русло – на решение тех или иных конкретных, в том числе управленческих или инновационных задач. Только при помощи взвешенного мышления можно достичь прорыва в решении тех или иных важных практических и инновационных задач.

Во – вторых, для переключения сознания человека в режим взвешенного мышления  и управления им для различных целей Боно предложил использовать такой наглядный прием как надевание (условное или реальное) разноцветных «мыслеварительных» шляп.

В – третьих, надевая ту или иную шляпу, человек получает определенную ролевую установку, в рамках которой в определенном порядке и формируются определенные мысли и идеи.

Цвет шляпы определяет направление, на котором человек концентрирует мыслительный процесс. Их шесть:

  • белая шляпа – человек в этой шляпе (в этой роли) мыслит сухо и бесстрастно на основании лишь точной информации и строго обоснованных фактов (человек – «сухарь-энциклопедист»),
  • красная шляпа – надев эту шляпу, человек становится очень эмоциональным и может широко использовать необоснованную интуицию и выражать любые чувства, не заботясь об их оправдании (человек — «без тормозов»),
  • черная шляпа — задачей этой шляпы является отрезвление своего обладателя, попытка заставить его посмотреть на мир через темные очки и побудить стать осмотрительным и осторожным (человек – «желчный критик»),
  • желтая шляпа – это шляпа оптимистического человека, настроенного на логическое позитивное рациональное мышление («солнечный» человек),
  • зеленая шляпа – такая шляпа придает человеку творческое вдохновение и освобождает полет фантазии, побуждает его мыслить креативно, нестандартно, исключая стереотипы (человек – «генератор идей»),
  • синяя шляпа – является шляпой человека, осуществляющего организацию, мониторинг и контроль творческого процесса, эта роль завершает процесс творческого мышления (человек – «дирижер»).

Цель метода шести шляп – достичь эффекта взвешенного мышления, то есть разложить в игровой форме мышление человека или группы людей на шесть составных частей, предоставляя тем самым возможность в каждый конкретный момент времени обращаться к одному сознательно выбранному направлению мышления, а не использовать их одновременно.

Метод Боно эффективен, прост и удобен при проведении различных мозговых штурмов, при обсуждении маркетинговых и производственных проблем, при разработке инновационных новшеств, при выработке альтернатив и поиске оптимальных управленческих решений.