Бизнес-процессы и булавочная фабрика
Книга Адама Смита «Богатство народов», пожалуй, одна из самых влиятельных книг по экономике во всей истории. Однако, не многие люди знают, что именно в этой книге 250 лет назад родилась идея улучшения процессов для повышения производительности труда и, следовательно, прибыли.
Хотя Адам Смит назвал это разделением труда, а не управлением бизнес-процессами, он ссылался на ту же идею. Концепция была проиллюстрирована им на примере изготовления булавок.
Адам Смит рассказал о старой фабрике по производству булавок, где каждый рабочий осуществлял весь процесс по изготовлению булавки от начала до конца. В день он мог изготовить не более 20 булавок. Смит видел, что много времени такого работника было потрачено на переход с одной работы на другую, а также на переключение механизмов и инструментов, необходимых на разных этапах изготовления булавки. Это время, заключил он, было потрачено непродуктивно.
В то же время на этой фабрике был участок, где разные люди занимались разными операциями процесса изготовления булавки, т.е. один paбoчий тянeт пpoвoлoкy, дpyгoй выпpямляeт ee, тpeтий oбpeзaeт, чeтвepтый зaocтpяeт кoнeц, пятый oбтaчивaeт oдин кoнeц для нacaживaния гoлoвки и т.д. Процесс изготовления булавки был разбит на 18 элементарных операций. Производительность труда здесь была в 10 раз выше, чем на первом участке. Так родилась концепция процессного управления и покорила весь мир.
Адам Смит также понял, что такое упрощение задачи позволило работникам повысить свою ловкость. Производительность увеличилась еще больше, поскольку работники прошли дополнительное обучение по этим операциям. Наконец, поскольку рабочие места сводились к простым задачам, это придало импульс механизации и автоматизации. Гораздо проще научить машину выполнять одну часть процесса изготовления булавки, чем заставить машину выполнять весь процесс.
Приведенный выше пример Адама Смита показал, что можно существенно повысить производительность, если процессы будут достаточно эффективными. Корпорации того времени осознали эту революционную идею, и вскоре она стала основой промышленной революции. Сегодня все бизнесы стремятся конкурировать друг с другом, выстраивая более эффективные процессы для удовлетворения потребностей своих клиентов. Сегодня каждая компания из списка Fortune 500 утверждает, что она ориентирована на процесс. Изучение процессов сегодня стало отдельной наукой и технологией менеджмента, которая называется Управление бизнес-процессами (Business Process Management — BPM).
Идея процессов может быть старой, но она все еще очень актуальна. Почти все промышленно-коммерческие организации США (Ford Motors, Wal-Mart, Dell и т.д) которые затем стали крупными, приняли процессную парадигму.
Управление процессами и их совершенствование остается важной технологией менеджмента, и организации всех размеров обращают пристальное внимание на это. Они знают, что процессы могут сделать или сломать их будущее.