«Стратегическая оплата» Эдварда Лоулера
Термин «стратегическая оплата» стал применяться благодаря названию книги « Стратегическая оплата» Эдварда Лоулера изданной в 1990 году. Концепция стратегической оплаты труда рассматривает заработную плату и льготы лишь как одним из инструментов, с помощью которых организация может достичь своих текущих бизнес-целей.
Эдвард Лоулер обратил внимание на то, что хотя затраты на компенсацию составляют львиную часть бюджета расходов компании, ни работники, ни работодатели не думают о компенсации как о полном пакете. В то время как у бизнесмена, возможно, было ощущение объема общих затрат на компенсацию, работникам не хватало представления о полной компенсации как о чем-то, ради чего они работали. И бизнесу, и сотрудникам не хватало идеи общей компенсации. На практике существовали базовая и косвенная оплата, а также ряд премиальных бонусов, сверхурочных выплат, социальных льгот и надбавок. Все эти несистематизированные компенсационные элементы часто администрировались различными подразделениями организации, а также оценивались и учитывались разрознено, а не единым пакетом.
Концепции «Стратегической оплаты» основывается на том, что о компенсации следует думать как о полном «общем» пакете. Общая компенсация включает в себя следующие элементы:
Основная оплата
Базовая оплата или должностной оклад — это то, что многие считают всей «оплатой». Она может быть на уровне рынка, ниже или выше рынка. В будущем базовая оплата, скорее всего, станет меньшей частью общей компенсации, чем сейчас, и может быть нацелена на «ниже рыночных». Отдельные работники и подразделения компании могут увеличивать свою заработную плату за счет приращения в переменной области оплаты.
Переменная оплата
Переменная оплата — это часть оплаты, связанная с результатами. Различные цели и результаты деятельности — индивидуальные, групповые, подразделения и общефирменные являются компонентами переменной оплаты.
Косвенная оплата
Косвенная оплата – это отложенные выплаты работнику через различные негосударственные пенсионные программы, а также оплата медицинских услуг работнику, предоставляемых через систему добровольного медицинского страхования.
Социальные льготы
Наиболее популярными и востребованными социальными льготами -являются такие льготы, как оплата автотранспорта используемого работником в служебных целях , оплата парковки личного автомобиля сотрудника, оплата услуг мобильной связи и др.
Возможность профессионального роста
Возможность роста связана с прямыми и косвенными способами поддержки работодателями различных программ обучения сотрудников. Одним из способов является то, что сама организация является обучающейся организацией, и работник чувствует, что он может извлечь пользу из наставничества и обучения на работе.
Возможность карьерного роста
Возможность для продвижения отражает степень, в которой организация имеет «место на вершине». Сотрудники могут «пожертвовать» более высокой зарплатой в надежде достичь высокой должности.
Психический доход
Психический доход включает в себя эмоциональное вознаграждение за работу / карьеру. Например, священники и монахини придают особое значение психическим доходам, равно как и волонтеры и многие некоммерческие люди. Психический доход может быть и отрицательным в случае «токсичного рабочего места», которое хорошо оплачивается, но компания не обращает внимание на какие-либо другие аспекты жизни сотрудников.
Качество жизни
Некоторые сотрудники в первую очередь стремятся к качеству жизни, которое обеспечивается оптимальным балансом между работой и их личной жизнью.
Если работодатель или бизнес рассматривает возможность внедрения новой системы оплаты Э.Лоулер дает им несколько полезных советов.
Во-первых, нужно получить информацию о текущей компенсационной системе и о том, как она на самом деле работает.
Во-вторых, необходимы коммуникации с сотрудниками, поскольку они будут думать, что пакетный подход к компенсациям ущемит их возможности.
В-третьих, необходимо пошаговое движение в сторону реализации концепции «Стратегической оплаты» через механизм кафетерия. И для этого необходимо учесть мотивационную структуру каждого работника, в том числе и через опрос их предпочтений в части элементов компенсационного пакета.