Зачем нужны рейтинговые методы оценки деятельности работника
Ни одна система мотивации не сможет работать без оценки вклада работника в результаты деятельности компании.
Основным методом оценки деятельности работника на сегодня является метод с использованием ключевых показателей эффективности.
Ключевые показатели эффективности (КПЭ) — это числовой измеритель достижения работником как индивидуальных, так и общефирменных целей.
Как следует из определения, КПЭ очень удобно применять, если поставленные цели и результаты можно оцифровать. Если такой возможности нет, то в качестве альтернативы используют рейтинговые методы оценки деятельности работников.
Наиболее популярны два рейтинговых метода оценки деятельности: нормативный и поведенческий.
Нормативный метод заключается в оценке деятельности работника при помощи нормативной шкалы, где рейтинг в зависимости от демонстрируемой работником эффективности определяется по принципу – «от выше среднего» до «значительно ниже среднего» (таблица 1).
Нормативная шкала оценки эффективности работника (Таблица 1)
Рейтинг |
Нормативные уровни |
Оценка (размер премии) |
1 |
Выше среднего |
101%-120% |
2 |
Средний уровень |
75%-100% |
3 |
Ниже среднего |
50%-74% |
4 |
Значительно ниже среднего |
0%-49% |
Поведенческий метод заключается в оценке трудового поведения работника в оценочном периоде при помощи заранее разработанной поведенческой шкалы. Шкала разрабатывается исходя из таких критериев, как качество и сроки выполнения заданий, вклад работника в результаты деятельности компании, производительность и инициативность и т.д. (Таблица 2).
Поведенческая шкала оценки эффективности работника (Таблица 2)
Рейтинг |
Описание параметров поведения |
Оценка (размер премии) |
1 |
Работник отличается повышенной производительностью, инициативный, берет на себя увеличенный объем работ, поручения руководителя выполняет в срок, либо с опережением сроков, нарекания по качеству отсутствуют. |
101%-120% |
2 |
Работник успешно выполняет свои должностные обязанности, справляется с возложенным на него объемом работ, имеет незначительное количество либо вовсе не имеет нареканий по качеству и срокам выполнения поручений руководителя. Претензии к трудовой дисциплине незначительные, либо вовсе отсутствуют. |
75%-100% |
3 |
Работник выполняет свои должностные обязанности, вместе с тем качество и сроки выполнения поручений руководителя иногда вызывают нарекания, требуют повышенного внимания со стороны руководителя. Претензии к трудовой дисциплине незначительные. |
50%-74% |
4 |
Работник плохо справляется со своими должностными обязанностями, качество и сроки выполнения поручений руководителя вызывают нарекания, требуют повышенного внимания и постоянного контроля со стороны руководителя. Есть серьезные претензии к трудовой дисциплине. Рабочее поведение требует корректировки. |
0%-49% |