Психология и труд
Труд – это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Это осознанная активность человека, позволяющая ему развивать себя как личность, обеспечивать личный достаток, приносить радость и удовлетворение достигнутыми результатами. Психика человека формируется в трудовой деятельности.
Основные функции труда — познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, коммуникационная.
Реализация функций труда возможна при следующих условиях:
- подбор людей, пригодных к выполнению определенной деятельности,
- профессиональная подготовка,
- рациональные условия и организация трудового процесса,
- удобство и эффективность орудий труда,
- обеспечение безопасности труда,
- психологическая поддержка работоспособности.
Главными компонентами системы трудовой деятельности или эрготической системы (от греч.epyov – работа) являются:
— субъект труда (носитель и инициатор трудовой деятельности),
— средства труда (материальные орудия деятельности),
— содержание труда (способы выполнения трудовых задач),
— организация труда (порядок выполнения трудовых задач),
— условия труда (технологическая и социальная среда).
Профессия – это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объектов труда, содержания труда, организации труда, результатов труда и требованиями к подготовке субъекта труда.
Специальность – это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей труда, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Специальность конкретизируется в профессии, т.е. это понятие используется для характеристики более конкретного вида деятельности внутри профессии.
Психологическая система деятельности – совокупность психических свойств субъекта труда необходимых для конкретной трудовой деятельности.
Психологическая система деятельности включает в себя следующие блоки:
- мотивы деятельности – выявление потребностей и соответствующих им мотивов деятельности,
- цели деятельности – использование инструментов целеполагания,
- программы деятельности – формирование представления о реальном содержании и процессе деятельности,
- информационная основа – подбор информации, необходимой для осуществления деятельности,
- процессы принятия решения – выявление проблемной ситуации, выдвижение альтернатив решения, оценка альтернатив, выбор оптимальной альтернативы,
- психомоторные процессы – реализация деятельности в форме процедур и моторных актов,
- профессионально-важные качества – учет психологических особенностей субъекта труда и отражение влияния конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств.