Психология и труд

Труд – это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Это осознанная активность человека, позволяющая ему  развивать себя как личность, обеспечивать личный достаток, приносить радость и удовлетворение достигнутыми результатами. Психика человека формируется в трудовой деятельности.

Основные функции труда — познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, коммуникационная.

Реализация функций труда возможна при следующих условиях:

  • подбор людей, пригодных к выполнению определенной деятельности,
  • профессиональная подготовка,
  • рациональные условия и организация трудового процесса,
  • удобство и эффективность орудий труда,
  • обеспечение безопасности труда,
  • психологическая поддержка работоспособности.

Главными компонентами  системы трудовой деятельности или эрготической системы (от греч.epyov – работа) являются:

— субъект труда (носитель и инициатор трудовой деятельности),

— средства труда (материальные орудия деятельности),

— содержание труда (способы выполнения трудовых задач),

— организация труда (порядок  выполнения трудовых задач),

— условия труда (технологическая и социальная среда).

Профессия – это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объектов труда, содержания труда, организации труда, результатов труда и требованиями к подготовке субъекта труда.

Специальность – это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей труда, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Специальность конкретизируется в профессии, т.е. это понятие используется для характеристики более конкретного вида деятельности внутри профессии.

Психологическая система деятельности – совокупность психических свойств субъекта труда необходимых для конкретной трудовой деятельности.

Психологическая система деятельности включает в себя следующие блоки:

  • мотивы деятельности – выявление потребностей и соответствующих им мотивов деятельности,
  • цели деятельности – использование инструментов целеполагания,
  • программы деятельности – формирование представления о реальном содержании и процессе деятельности,
  • информационная основа – подбор информации, необходимой для осуществления деятельности,
  • процессы принятия решения – выявление проблемной ситуации, выдвижение альтернатив решения, оценка альтернатив, выбор оптимальной альтернативы,
  • психомоторные процессы – реализация деятельности в форме процедур и моторных актов,
  • профессионально-важные качества – учет психологических особенностей субъекта труда и отражение влияния конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств.