Психология деятельности и творчества

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В процессе деятельности формируется и развивается человек и его психика.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Предмет психологического изучения трудовой деятельности – психические процессы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Деятельность представляет собой систему, состоящую из множества отдельных компонентов – действий и операций.

Действие  — это один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием осознанного результата или цели. Действие состоит из трех частей – ориентировочной, исполнительной и контролирующей.

Операция является способом выполнения действия. Она формируется двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий.

Например, трудовая деятельность водителя автомобиля включает в себя такие действия как вождение автомобиля, ремонт автомобиля, проведение технического осмотра автомобиля. В свою очередь действие по вождению автомобиля включает в себя такие операции как переключение скоростей, остановка, обгон и т.д.

В любой деятельности присутствует элемент творчества, т.е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. Творчество может быть и отдельной деятельностью, в тех случаях, когда оно полностью сконцентрировано на поисках ранее неизвестных решений какой-либо проблемы.

Первая фаза творчества – фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи.

Вторая фаза – фаза интуитивного решения, на которой происходит неосознанный поиск способа решения проблем.

Третья фаза – фаза вербализации интуитивного решения. Здесь происходит осознание результата и способа решения, а также описание его другому человеку через коммуникативный механизм.

Четвертая фаза – фаза формализации вербализованного решения на сознательном уровне при помощи логического оформления способа решения задачи.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, как выделенных,  так и в рамках какой-либо деятельности. Поэтому каждый человек, в каких — то отдельных моментах своей деятельности может проявлять элементы творчества. Но существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения постоянно и применительно к любым жизненным проблемам. Это творческие личности, которые обладают таким уникальным свойством как креативность. Креативные личности обладают рядом особенностей:

  • когнитивных, т.е. познавательных (чувствительность к необычному и уникальному, способность воспринимать явления в определенной системе, память на редкие события, развитые воображения и фантазии),
  • эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности),
  • мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости),
  • коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).