Профессиональный психологический отбор

Профессиональный отбор – это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам.

Психологический отбор представляет собой процедуру изучения и оценки развития психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией.

Психологический отбор включает в себя:

  •  оценку биологически устойчивых психофизиологических качеств кандидата (пороги ощущения и восприятия, психомоторные качества, типологические свойства высшей нервной деятельности),
  • оценку социально-психологических характеристик (направленность личности, коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм),
  • оценку психических процессов, состояний и свойств кандидата.

Разработка системы психологического отбора начинается с выяснения актуальности отбора и его задач. Задачами отбора, как правило,  бывает отбор для обучения или отбор для трудовой деятельности. При этом отбор для трудовой деятельности подразделяется на два вида – простой отбор и отбор для экстремальных условий. Процедура обследования кандидатов при психологическом отборе основывается на оценке профессионально значимых качествах личности. Завершается разработка системы психологического отбора проверкой эффективности использования подготовленных методических рекомендаций по отбору путем сопоставления их с показателями реальной деятельности отобранных кандидатов.

Используемые для психологического отбора методики должны быть валидны, надежны и дифференцированы. Валидность методики указывает, что и насколько точно она измеряет. Надежность методики определяется постоянством результатов, полученных при повторных обследованиях одного и того же лица. Дифференцированность говорит о том, что каждая отдельная психическая функция оценивается по своей методике.

Эффективность методик психологического отбора определяется:

  • адекватностью оценок с точки зрения целей отбора и особенностей профессиональной деятельности,
  • объективностью оценок, обеспечивающихся использованием количественных показателей профессиональной деятельности,
  • комплексностью критериев, т.е. использованием разносторонних показателей профессиональной деятельности.