Профессиональная подготовка к труду
Профессиональная подготовка к труду является универсальным средством формирования профессиональной пригодности. Профессиональная подготовка – это обучение и тренировка будущих работников, в результате чего они овладевают определенной системой знаний, навыков и умений.
Профессиональные знания – сведения, необходимые для эффективной реализации конкретной деятельности. Приобретенные знания выступают в форме абстрактных образов и понятий, отражающих действительность.
Навыки – это действия субъектов труда, доведенные до определенной степени совершенства. Ввиду этого они выполняются легко, быстро, экономно и с наивысшим результатом.
Навыки подразделяются на моторные (двигательные навыки), сенсорно-перцептивные (навыки восприятия) и интеллектуальные (приемы решения задач).
Навыки формируются поэтапно. Так, в формировании двигательного навыка можно выделить следующие этапы:
- предварительный – разрабатывается программа навыка; отдельные движения расчленяются на компоненты; производятся пробные движения,
- аналитический – движения выполняются раздельно; производится чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения,
- синтетический – отдельные элементы действий объединяются в одно целое,
- этап автоматизации – устраняются излишние движения, внимание перемещается с процесса действия на его результат, формируется произвольная регуляция темпа движения.
Навыки формируются благодаря упражнениям, т.е. организованным определенным образом и многократным выполнением определенных действий. Основные требования к выполнению упражнений по формированию навыков:
— наличие четкой цели и активность обучаемого,
— последовательное и постепенное усложнение выполняемых действий,
— наличие обратной связи за результатом обучения.
На базе полученных знаний и приобретенных, в результате комплекса упражнений, навыков формируется умение человека работать. Умение – это сложное психическое образование, отражающее знания человеком способов реализации навыков в рамках трудового процесса.
Умения и навыки нуждаются в постоянной поддержке, актуализации и развитии. В этих целях проводятся профессиональные тренировки, представляющие собой моделирование условий реальной деятельности. Эффект тренировки проявляется как в совершенствовании качества деятельности, так и в снижении нервно-психической реакции обучаемого, уменьшении энергетической, информационной и психической цены деятельности.