Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация – это система мероприятий по ознакомлению человека с миром профессий и содействию в выборе профессии в соответствии с его интересами, желанием, способностями и возможностями работать в той или иной выбранной профессии. Это научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях их самореализации в труде.
Профессиональное самоопределение заключается в выборе человеком профессии на основании анализа и оценки своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии; затем дальнейшее его формирование как субъекта труда и профессионала.
Процесс профессионального самоопределения состоит из нескольких этапов:
- возникновение профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда,
- предварительный выбор профессии,
- профессиональное обучение как освоение выбранной профессии,
- профессиональная адаптация – формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений,
- самореализация в труде – удовлетворение тех ожиданий, которые были связаны, как с выбором профессии, так и с выбором конкретной трудовой деятельности в рамках выбранной профессии.
Профессиональная ориентация включает в себя ряд специфических и взаимосвязанных комплексов мер:
— психологическое изучение профессий – формирование профессиографий, психографий, профессиональных требований к субъекту труда,
— профессиональное воспитание – развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств человека,
— профессиональное просвещение – ознакомление с миром профессий и условиями правильного их выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией,
— профессиональное консультирование – оказание помощи человеку в обоснованном выборе профессии,
— профессиональная адаптация – приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация выполняет важные личные и общественные функции, в том числе:
- психолого-педагогическую функцию – оказание помощи молодежи в выборе профессии, наиболее соответствующей психологическим качествам конкретного субъекта; определение способов и условий оптимального развития этих качеств,
- медико-физиологическую функцию – выявление ограничений в состоянии здоровья для выбора конкретной профессии; коррекция профессиональных планов в соответствии с физиологическими возможностями организма,
- социальную функцию – усвоение молодежью определенной системы социальных норм и ценностей, необходимых для адекватного выполнения профессиональной деятельности,
- экономическую функцию – улучшение качественного состава работников, повышение удовлетворенности трудом, снижение текучести кадров, повышение профессиональной активности работников.