Этапы процесса принятия решения

  Процесс – это совокупность последовательных поэтапных действий для достижения какого-либо результата. Процесс принятия управленческого решения состоит из четырех основных этапов.

 Первый этап – этап постановки задачи. Этот этап должен дать ответы на вопросы; какую проблему и в каких условиях нужно решать; когда, какими силами и средствами она будет решаться. Соответственно, первый этап включает в себя проведение следующих мероприятий:

— анализ состояния внешней среды  и тенденций ее изменения,

— анализ состояния организации,

— выявление и детальная идентификация проблемной ситуации (проблемных ситуаций),

— оценка располагаемого времени,

— определение ресурсов, необходимых для выработки решения.

 Второй этап – этап подготовки решения. Задачей этого этапа является всестороння разработка управленческого решения. Он состоит из таких мероприятий, как:

— анализ проблемной ситуации, а в случае наличия нескольких проблем, ранжирование их и установление ключевой проблемной ситуации,

— выработка гипотез сценариев развития проблемной ситуации,

— определение целей решения ключевых проблемных ситуаций,

— сбор существующих альтернатив достижения поставленных целей,

— генерация оригинальных альтернатив,

— формирование коллекции альтернатив,

— фильтрация альтернатив,

— предварительный выбор лучшей альтернативы.

 Третий этап – этап принятия решения. Это основной этап процесса принятия управленческого решения, состоящий из нескольких важных мероприятий:

— оценка альтернатив со стороны ЛПР,

— экспериментальная проверка альтернатив,

— выбор единственного оптимального решения,

— оформление управленческого решения.

 Четвертый этап – этап реализации решения. Он  включает в себя:

— детализацию управленческого решения удобную для его исполнения,

— внедрение модели требуемых изменений,

— разработку системы контрольных показателей эффективности,

— контроль  выполнения решения по системе показателей.

  В случае принятия стратегических управленческих решений первый и второй этапы процесса, как правило, реализует специальная команда аналитиков или проектная команда. При принятии решений по оперативным проблемным ситуациям, эти этапы исполняют отдельные специалисты компании или даже само лицо принимающее решение (ЛПР).

 Третий этап – этап принятия решения осуществляет ЛПР; стратегические решения могут приниматься коллегиально — группой лиц, принимающих решение (ГПР), например Советом директоров компании.

 Четвертый этап реализуют исполнители решений, то есть персонал компании.