Целевая ориентация управленческих решений

  Цель является желаемым  состоянием системы или результатом ее деятельности. Система, в т.ч. и социальная, создается и развивается во имя достижения определенных целей.

    Цели классифицируются по ряду признаков:

  • уровень стабильности – цели направленные на стабилизацию и цели направленные на развитие,
  • степень охвата – стратегические, тактические, текущие цели,
  • содержание – экономические, технические, коммерческие, социальные цели,
  • функции управления – цели планирования и организационные, мотивационные, контрольные цели.

   Совокупность всех управленческих решений, принимаемых в компании, должна быть ориентирована на достижение выработанных в компании целей.  Целью компании может быть как процесс, так и явление. Примером цели компании как процесса может быть последовательное  решение обозначенной стратегией компании задачи по занятию определенной доли рынка. Примером цели компании как явления может быть одномоментное утверждение устава или бюджета компании.

    Цели компании обладают определенными свойствами:

  • зависимость – эффективность достижения каждой цели зависит от достижения других целей, которые создают необходимые условия для ее достижения,
  • иерархичность – большие по затратам ресурсов цели делятся на более мелкие, подчиненные основной идеи стратегической цели,
  • содержательность – цель заключается в решении конкретных задач, каждая цель содержит две и более задачи,
  • возможность обратного преобразования – набор сложных задач трансформируется в набор целей, которые в свою очередь декомпозируются в набор более простых задач,
  • недостижимость абсолютных значений – так как все процессы в экономике и управлении постоянно меняются, цели ориентируются на достижение промежуточных значений.

   Взаимодействие целей, проблем, задач  и управленческих решений можно представить в виде следующего алгоритма:

  • Основная цель компании декомпозируется на ее составляющие цели.
  • Составляющие цели предназначаются для решения конкретных существующих проблем.
  • Конкретные проблемы компании минимизируются в рамках решения определенных конкретных задач.
  • Решение конкретных задач осуществляется в рамках реализации конкретных управленческих решений.
  • Реализация конкретных УР ведет к конкретным результатам.
  • Конкретные результаты сопоставляются с основной целью компании, и производится соответствующая корректировка составляющих ее целей и т.д.