Неолиберализм. Фридрих Хайек

Фридрих фон Хайек (1899 – 1992) –  видный австрийский экономист и социолог, один из родоначальников неолиберального направления в экономической теории, автор теории спонтанного порядка.

Жизненный путь. Родился в Вене в семье профессора биологии Венского университета. После окончания гимназии и службы в армии поступает в Венский университет, где изучает экономику, право и психологию. В 1923 году получает докторскую степень по экономике и работает на государственной службе в качестве директора Австрийского института экономических исследований. С 1930 года и до конца жизни Хайек посвятил себя преподавательской и научной деятельности. Он последовательно занимает должности профессора Лондонской школы экономики Англия), Чикагского университета (США),  Фрейбургского университета (Германия), Зальцбургского университета (Австрия). Член Британской и Австрийской академий наук, лауреат Нобелевской премии 1974 года по экономике.

Основные работы. «Прибыль, процент и инвестиции» (1939), «Дорога к рабству» (1944), «Конституция свободы» (1960).

Экономические взгляды и идеи.

  • Хозяйство – это социальное устройство, при котором некто размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей, т.е. вся экономическая деятельность осуществляется по единому плану.
  • Рынок соединяет конкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из этих целей будут достигнуты в первую очередь. В этом кроется одна из причин, почему люди возражают против рынка.
  • Хотя рынок и не обеспечивает производство товаров в соответствии со шкалой общественных приоритетов, он гарантирует то, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими издержками, чем другие.
  • У спонтанного экономического порядка есть важные преимущества, которые заключаются в использовании и распространении знаний всех членов общества, в том числе и через механизм цен.
  • Механизм цен является уникальным способом коммуникации, где цены выступают и как свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей, и как вознаграждение за усилие. Наблюдая движение цен, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с действиями других.
  • Люди, имеющие возможность свободно реагировать на экономическую ситуацию, лучше, чем какой-либо централизованный орган, могут оценить локальную ситуацию и включить знание об этом в общий поток знания, циркулирующего в обществе.
  • Конкуренция является обнаруживающей процедурой. Это способ открытия новых продуктов и технологий. Именно конкуренция принуждает предпринимателя в поисках высокой прибыли искать новые продукты, использовать новые рынки и тем самым обеспечивает динамическое развитие экономической системы.
  • Конкуренция представляет ценность именно потому, что ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится.
  • Рынок должен быть неуправляемым и не может являться инструментом государственного манипулирования для достижения определенных результатов. Задача государства – создание и совершенствование правовых норм, т.е. правил игры необходимых для эффективного функционирования рыночной системы и развития конкуренции.