Неоинституционализм. Герри Беккер

Герри Беккер (1930 – 2014) –  американский экономист, автор теории человеческого капитала.

Жизненный путь. Родился в г.Поттсвилл штат Пенсильвания. В Принстонском и Чикагском университетах изучал экономику и социальные науки. После завершения обучения занимался преподавательской и научной деятельностью в Колумбийском, Чикагском, Стэнфордском университетах. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года.

Основные работы. «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964), «Теория распределения времени» (1965), «Экономический подход к поведению человека» (1976).

Экономические взгляды и идеи.

  • Любые социальные явления в любой сфере общественной жизни могут рассматриваться с экономической точки зрения. Экономический подход расширяет предмет экономической теории, превращая ее в уникальный инструмент исследования множества разнообразных форм человеческого поведения. Использование экономического подхода к анализу различных сфер общественных отношений носит название «экономический империализм».
  • При принятии решений в рамках возможных альтернатив человек выбирает то, что, согласно его ожиданиям, наилучшим образом будет соответствовать его интересам. Люди руководствуются соображениями экономического порядка, хотя могут и не отдавать себе в этом отчета.
  • Преступники, прежде чем нарушить закон, сопоставляют предельные издержки и предельную выгоду. Поэтому для борьбы с преступностью нужно создавать такие условия, при которых выгоднее не нарушать закон.
  • Существует четкая зависимость между образовательным уровнем работника и его пожизненными заработками. И люди принимают решение о вложениях в свое образование на основе сопоставления связанных с этим затрат и выгод. Рациональный вкладчик в человеческий капитал будет инвестировать до достижения такого уровня образования, при котором предельные выгоды образования покрывают предельные затраты.
  • Крупные государственные или частные затраты на образование и подготовку кадров равноценны инвестициям в создание и приобретение новых машин, оборудования, технологий. Они обеспечат в будущем такие же прибыли как частному бизнесу, так и обществу в целом.
  • Инвестиции в обучение и образование позволяют решать проблему неравенства доходов, благодаря возможности получения дохода на протяжении жизненного цикла.
  • Экономические соображения руководят поведением людей и в сфере семейных отношений. Они заключают или расторгают брак, когда ожидают, что это повысит их благосостояние. Экономические обоснования играют не последнюю роль и в решении супругов иметь детей.
  • С развитием общества и повышением уровня жизни фактор рабочего  и свободного времени становится ценнее и дороже. Люди все строже оценивают растраченные и «не оплаченные» часы и минуты. Так, например, в домашнем хозяйстве происходит сопоставление условного дохода, который женщина могла получить дома, выполняя домашнюю работу и дохода, который женщина могла получить, посвятив себя производственной деятельности.