Социально-психологический институционализм. Торстейн Веблен

Торстейн Бунд Веблен (1857–1929) – видный американский экономист и социолог, основоположник институционального направления в политической экономии, автор психологической теории экономического развития.
Жизненный путь. Родился в городке Като в штате Висконсин в семье фермера – норвежского переселенца. Закончил Карлтонский колледж в штате Миннесота, работал учителем, затем поступил в Йельский университет, где изучал философию и политическую экономию. После завершения учебы занимался преподавательской деятельностью в Чикагском и Стэнфордском университетах, а также в университете штата Миссури.
Основные работы. «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (1899), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Предприниматели и простой человек» (1919).
Экономические взгляды и идеи.
• В рыночной экономике потребители не являются рациональными эгоистами, тонко чувствующими свою выгоду; потребители в рыночной экономике подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающие их принимать неразумные решения.
• Экономическими мотивами людей движет не жажда наживы, а прежде всего родительское чувство, инстинктивное стремление к знаниям и высокому качеству выполняемой работы.
• Престижное потребление характеризует праздный класс, находящийся на вершине социальной пирамиды и владеющий крупной собственностью, которая приносит почет и уважение. Не труд для них является высшей моральной ценностью, а демонстративная праздность и демонстративное потребление, где приобретаемый предмет получает эстетическую окраску не по своим качествам, а по своей цене.
• Снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его актуальности либо престижности и тогда этот товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти.
• Если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха человека, то и потребители среднего класса и даже бедняки пытаются имитировать поведение богатых. Поэтому рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.
• Источник всех пороков капитализма – это противоречие между «бизнесом» и «индустрией». «Бизнес» — это сфера обращения, «индустрия» — сфера производства. Представители «индустрии» (менеджеры, инженерно-технические работники, рабочие) нацелены на развитие производства, представители «бизнеса» (биржевые спекулянты, бизнесмены, финансисты) – нацелены на прибыль. «Бизнес» подчинил себе «индустрию». Для переустройства общества «индустрия» должна взять власть в свои руки путем проведения забастовки.