Понятие и классификация организационных коммуникаций

   Коммуникации (от лат. communicatio – сообщение, связь) – обмен информацией, идеями, мнениями между субъектами взаимодействия. Коммуникации обусловлены социальной сущностью человека, они имеют большое значение в личной, профессиональной и организационной сфере.
Коммуникации в организационном поведении – сложная, многоуровневая система информационного взаимодействия, охватывающая все аспекты деятельности организации, а также ее связи с внешним окружением.
Цели коммуникаций в организационном поведении состоят в следующем:
• совершенствование межличностных отношений,
• удовлетворение потребностей членов организации в общении,
• оптимизация поведения персонала,
• установление эффективных информационных каналов внутри и вне организации,
• обеспечение достижения целей организации.
Основными функциями коммуникаций являются:
• информативная – передача необходимой информации,
• мотивационная – побуждение сотрудника к производительному труду,
• контрольная – отслеживание трудового поведения работника и оценка результатов его труда,
• экспрессивная – способствование эмоциональному отношению ко всему происходящему в организации, удовлетворение социальных потребностей.
Коммуникации в организации классифицируются:
• по содержанию – формальные (деловые) и неформальные (личные),
• по способу обмена информацией – устные, письменные, электронные,
• по доступности – открытые и закрытые,
• по форме выражения – прямые и косвенные,
• по сфере обращения – внутренние и внешние,
• по средствам передачи информации – вербальные (словесные) и невербальные. Невербальные средства передачи информации, составляющие не менее 50% общего количества коммуникаций, подразделяются на следующие виды:
— зрительно воспринимаемые движения – мимика, взгляд, визуальный контакт, поза, жесты, походка,
— голосовые колебания – высота и тембр голоса; громкость, тон и темп речи; дикция и сила ударения; паузы и вздохи,
— тактильные динамические воздействия – рукопожатия, похлопывания,
— выбор пространственной позиции – дистанция, ориентация, угол общения.
• по направлению движения информации – вертикальные (межуровневые), диагональные (между различными структурами разных уровней) и горизонтальные (одноуровневые). Нисходящее направление движения деловой информации используется менеджментом организации для информирования работников нижних ступеней иерархической лестницы:
— об изменениях политики компании,
— о новых системах и процедурах,
— о новых назначениях и реорганизации и т.д.
Восходящие коммуникации призваны обеспечить в компании надежную обратную связь «снизу вверх» для обеспечения быстрого реагирования менеджмента на возникающие на нижних уровнях иерархии организации проблемы производственного и социального характера.
Один из самых быстрых и общепринятых способов передачи информации является проведение на каждом уровне иерархии организации регулярных планерных совещаний (летучек), позволяющих менеджерам оперативно и с минимальным уровнем искажении информации проинформировать сотрудников о новых задачах, получив при этом качественную обратную связь.