Адаптация человека к организации

   Сущность адаптации заключается в приобщении человека к ценностям, нормам, условиям и особенностям организации.
 Успешное решение проблемы адаптации позволяет достичь качественного организационного взаимодействия и, как следствие, высоких результатов труда работника и высоких показателей деятельности организации. Итогом удачной адаптации является полная идентификация работника с организацией, составление с ней единого целого.
Вхождение человека в организацию сопряжено с решением нескольких проблем:
• трудности адаптации работника к новому окружению,
• сложности корректировки и изменения поведения человека,
• необходимости изменения и преобразования в самой организации.
На этапе вхождения нового работника организация должна одновременно решать три задачи:
• разрушать старые поведенческие стереотипы работника,
• заинтересовывать его в работе организации,
• прививать новые нормы поведения.
Качественно организованный процесс включения человека в организацию приводит к тому, что у него появляются чувство ответственности за дела организации, благодарность за вложенные в него усилия и средства, внутренние обязательства возместить их результатами трудовой деятельности. Привлечение работника к принятию важных решений, развитию системы корпоративных ценностей приводит к формированию чувства сопричастности к процессу управления организацией, ответственности за итоги ее деятельности в целом.
Результатом адаптации работника к условиям и требованиям организационного окружения может стать один из четырех типов организационного поведения:
• поведение преданного и дисциплинированного члена организации – работник полностью принимает ценности и нормы поведения организации, старается своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации,
• поведение приспособленца – такой работник не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации; приспособленец не является надежным работником — в любой момент он может покинуть организацию или даже нанести ей вред,
• поведение оригинала – оригинал приемлет ценности организации, но не разделяет существующие в ней нормы поведения, такой человек порождает немало трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, но может быть достаточно продуктивным.
• поведение бунтаря – бунтарь не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, систематически входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.