Составление профиля кандидата на работу

Важной задачей кадрового консалтинга является подбор квалифицированного и перспективного сотрудника на вакантную должность. Это вызвано тем, что неточность, ошибка в подборе персонала чреваты не только повышенной текучестью кадров, конфликтностью, но и большими денежными затратами. Первым шагом по подбору требуемого компании работника является формирование идеального образа или профиля кандидата.
Ожидаемый идеальный образ кандидата должен быть абсолютно адекватным корпоративной культуре компании, ее ценностям, отношениям в коллективе, стилю руководства и методам принятия управленческих решений, а также, безусловно, особенностям работы, которую реально будет выполнять кандидат. Здесь главной задачей является исключение такой ситуации, когда хороший сотрудник приходит в хорошую компанию, но в скором времени уходит из-за того что он и компания, будучи хорошими в отдельности, просто не подходят друг другу.
Профиль кандидата индивидуален для каждой компании и для каждой организации, хотя и имеются общие особенности в его составлении. Так, в формировании профиля, как правило, принимают участие функциональные и линейные руководители того сотрудника, которого необходимо подобрать, а также руководитель службы персонала.
Методика составления профиля предполагает проведение опроса данных руководителей, где им предлагают:
• выбрать из предложенного списка компетенций и ценностей то, что должно быть обязательно, и проранжировать значимость тех или иных факторов,
• выбрать из предложенного списка компетенций то, что им больше всего нравится в уже работающих сотрудниках,
• выбрать те факторы, которые в наибольшей степени не устраивают в уже работающих сотрудниках.
Полученная при опросе информация является основой для составления профиля кандидата на работу. Профиль составляется при неукоснительном соблюдении трех важных правил:
• каждая компетенция должна быть сформулирована предельно кратко, конкретно и должна соответствовать роду деятельности, которой будет заниматься кандидат – например, требования к компетенции «коммуникабельность» могут быть совершенно разными к таким должностям, как менеджер по продажам, главный энергетик или инженер-программист,
• в профиле кандидата должны быть четко расставлены приоритеты – значимость той или иной компетенции для разных должностей в той или иной ситуации должна быть адекватной. Например, компетенция «наличие навыков продаж» в определенных случаях не является приоритетной для менеджера по продажам, поскольку этим навыкам можно достаточно быстро обучиться. В то же время для этой должности очень значимы компетенции «стрессоустойчивость» и «неконфликтность», а им обучиться почти невозможно.
• каждая компетенция, указанная в профиле, должна иметь свой «измеритель» — например, компетенция «коммуникабельность» может быть проранжирована по ряду уровней – грамотная речь, располагающее общение, умение убеждать, умение публично выступать, умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми.
Правильно составленные профили являются первым и важным шагом в формировании эффективной корпоративной системы подбора персонала.