Значение результата при внедрении СМК по стандарту ИСО 9001

В связи с ростом опасений по поводу того, что сертифицированные компании не всегда дают стабильный продукт, соответствующий требованиям ИСО 9001, консультативная группа Advisory Group, в состав которой вошли представители технического комитета ISO/TC 176, ISO/COPOLCO, ISO/CASCO, IAF и IPC, представила ряд рекомендаций. Результаты их работы были представлены в июле 2006 года Quality Digest magazine в статье Джека Уэста, консультанта и советника по вопросам и проблемам бизнеса.

В статье была подчёркнута мысль, что соответствие конкретным требованиям стандарта ISO 9001 (управление документами, записями, поверка измерительного оборудования, компетентность сотрудников) несмотря на своё большое значение, не должно быть центральным ключевым моментом СМК. Это соответствие необходимо рассматривать только в качестве средства достижения необходимого результата (то есть выходных данных), коим и является стабильная продукция, соответствующая требованиям. Джек Уэст обратил внимание на тот факт, что часты случаи, когда компания имеет хорошую СМК (систему менеджмента качества), и эта СМК соответствует ИСО 9001, но при этом компания всё ещё предлагает некачественный продукт. Он отмечает, что это замечание обычно возникает из-за разницы между сертификацией продукцией и регистрацией СМК третьей стороной. Сама же сертификация системы менеджмента качества – это не гарантия, что изготовленный сертифицированной компанией продукт будет соответствовать требованиям.

Однако ISO 9001 включает много требований, которые совместно ориентированы на обеспечение и обоснование уверенности в том, что полученные выходные данные – то есть результат – будут соответствовать требованиям потребителя.

ISO 9001 также требует, чтобы политика компании в области качества включала как обязательства по удовлетворению требований, так и постоянному улучшению СМК. Проекты продуктов должны валидироваться для обеспечения соответствия требованиям для данной цели использования. Кроме того, ISO 9001 требует, чтобы продукт подвергался проверке для обеспечения соответствия требованиям. Вообще, весь текст стандарта последовательно рассматривает тему идентификации и удовлетворения требований потребителей. В том числе, к примеру, одним из ожидаемых результатов анализа, проведённого руководством, должно быть решение относительно продукции, не отвечающей требованиям потребителя.