Технология KPI, минусы и плюсы

  Технология KPI с каждым годом находит все большее применение у российских компаний. Она является перспективной и, по большому счету, безальтернативной системой, позволяющей надежно увязать индивидуальные ориентиры сотрудников с задачами, стоящими перед компанией.

Термин KPI (англ. Key Performance Indicators) дословно переводится на русский язык как «ключевые индикаторы исполнения», но более популярным переводом этого словосочетания стало выражение «ключевые показатели эффективности» или КПЭ.

Основной функцией KPI выступает оценка результативности работы сотрудников, структурных подразделений и компании в целом. Это становится возможным только в том случае, если система KPI четко определяет критерии оценки работы и очерчивает зону ответственности каждого сотрудника.

Второй важной функцией технологии KPI является возможность разработки эффективной системы мотивации труда. Мотивация труда может быть успешной только в том случае, если она способна на адекватное отдаче сотрудника вознаграждение. Технология KPI позволяет объективно оценить вклад сотрудника в достижения компании и, тем самым, способна стать основой хорошей системы мотивации.

  Условиями успешного внедрения технологии KPI в компании являются:

  • высокий уровень стандартизации процедур, процессов, функций,
  • наличие четкой системы планирования финансовых и натуральных показателей деятельности,
  • наличие квалифицированных специалистов, способных разработать, внедрить и сопровождать эту технологию,
  • наличие соответствующей корпоративной культуры,
  • настойчивое и реальное стремление высшего руководства компании использовать данную технологию для достижения стратегических задач и мотивации персонала.

  Применение компанией технологии KPI позволяет ей:

  • отслеживать в динамике эффективность деятельности каждого подразделения и сотрудника,
  • прогнозировать результаты работы компании за год,
  • корректировать деятельность подразделений и сотрудников, в случае, если результаты их работы не дотягивают до запланированных уровней,
  • обеспечить объективность оценки работы сотрудников,
  • создать систему обратной связи, позволяющей специалисту оперативно получать оценку своей деятельности на основе объективных критериев, а не мнения руководства,
  • достичь синергетического эффекта за счет увязки деятельности всех сотрудников со стратегией компании,
  • соотносить результаты деятельности сотрудника и уровень его компенсационного пакета.

Минусами технологии KPI могут стать:

  • высокая трудоемкость процесса внедрения и администрирования системы,
  • возможность манипуляции результатами оценки из-за использования различных методик расчета показателей,
  • концентрация сотрудников на ограниченном числе показателей,
  • негативное влияние на командную работу,
  • установление слишком завышенных или заниженных (демотивирующих) пороговых значений KPI,
  • сложность установления KPI сотрудникам, результаты работы которых, невозможно оценить количественными показателями.