Стратегическое видение и миссия организации

Вторым этапом разработки стратегического плана организации является формирование видения, миссии и целей организации. Видение – это руководящая философия бизнеса, обоснование существования компании, идеальная картина будущего, это то состояние, к которому стремится компания и которого по логике, она может достичь.
Видение представляет собой согласованные и искренние намерения высших руководителей компании. Оно должно быть понятным для клиентов и работников компании, для ее поставщиков и кредиторов, для широкой общественности и должно служить последовательным постоянным руководством топ-менеджменту компании в реализации действующих оперативных планов организации. Кроме этого видение должно быть адаптируемым к широкому набору непредвиденных обстоятельств и быть способным к обновлению.
Концепция стратегического видения имеет огромное значение в современном мире бизнеса. Во-первых, видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных и децентрализованных, поскольку оно помогает сплотить и объединить деятельность людей в едином направлении, а также способствует созданию корпоративного духа. Во-вторых, видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей компании. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно призвано генерировать импульсы постоянного прогресса компании.
Формулировка видения представляет собой лаконичную динамичную конструкцию, удобную для восприятия. Она должна быть простой, но в то же время содержать ясные стратегические ориентиры и заслуживать доверия у людей. В качестве примера видения можно привести стратегическое видение компании Xerox “От копировальной техники — к офису будущего».
В отличие от стратегического видения миссия определяет не то, чем компания должна стать в перспективе, а те ее намерения, которые должны осуществиться в настоящем и обозримом будущем.
Миссия является значительно более конкретным ориентиром, чем видение. У миссии есть своя финишная черта — временной горизонт, по истечении которого она должна быть выполнена. Оптимальный срок выполнения миссии организации — от пяти до десяти лет.
Миссия представляет собой обобщенную формулировку главной цели компании. Как правило, это амбициозное намерение, требующее напряжения всех сил компании и содержащее определенные риски деятельности.
Наличие четко сформулированной миссии имеет большое значение для успешной деятельности компании. Это обусловлено тем, что:
• миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений компании, для дальнейшего определения целей и задач,
• миссия создает стандарты распределения ресурсов организации и создает базу для оценки их использования в процессе функционирования организации,
• миссия создает уверенность, что компания последовательно преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели,
• миссия помогает сотрудникам компании сосредоточить усилия на выбранном направлении и объединить их действия,
• миссия способствует установлению определенного климата в организации, именно через нее до сотрудников доводится философия организации ее ценности и принципы.
При разработке миссии необходимо в той или иной степени учесть интересы собственников компании, ее сотрудников, покупателей продукта компании, деловых партнеров, государственных институтов, а также общественности в целом.
Разработка миссии организации опирается на историю фирмы, на среду ее обитания, на имеющиеся ресурсы, на способ действия собственников и управленческого персонала, на отличительные особенности организации.
Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты:
• философию бизнеса компании,
• описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых компанией,
• описание технологий и производственных процессов,
• категории целевых групп потребителей,
• характеристика рынка и конкурентные преимущества,
• целевые ориентиры компании.
Сформированная миссия непременно скажется на имидже организации. Имидж влияет на миссию, а миссия, в свою очередь, на имидж. Умело составленная миссия способна существенно улучшить имидж фирмы. [