Психологический тест определения направленности личности

Направленность личности представляет собой совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями и идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Направленность личности определяет инициативное поведение человека.
Личностную направленность можно измерить с помощью приведенного здесь психологического теста – теста Басса.
Тест состоит из представленных ниже 27 суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующих трем видам направленности личности:
• направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение безотносительно результатов работы, агрессивность в достижении статуса, властность, раздражительность, конфликтность,
• направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретных заданий,
• направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество.
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы.
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол, то я захотел бы быть:
А. Тренером.
Б. Известным игроком.
В. Капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и каждому имеет индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляются возможности.
Б. Были верны и преданы мне.
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого можно всегда положиться.
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается.
Б. Когда портятся отношения с товарищами.
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.
Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве больше всего мне нравилось:
А. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожими на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь:
Б. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика.
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями.
Б. Для отдыха и развлечений.
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят.
Б. Испытывать удовлетворение от выполнения работы.
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком либо интересном деле, связанным с учебой, работой или спортом, в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня ничего хуже нет, чем:
А. Оскорбление личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех.
Б. Возможности хорошей совместной работы.
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом.
Б. Имеешь много друзей.
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
В. О последних достижениях науки и техники.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером.
Б. Композитором.
В. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить свою задачу.
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
В. Занимаясь своим любимым делом.

В ходе тестирования респодент по каждому из 27 суждений выбирает один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Суммирование баллов позволяет определить личностную направленность респодента.

Кодом теста являются следующие ответы на вопросы:
1 суждение – (направленность «Я» — ответ «А»), (направленность «О» — ответ «В»), (направленность «Д» — ответ «Б»),
2 суждение – (Я – Б), (О – В), (Д – А),
3 суждение – (Я – А), (О – В), (Д – Б),
4 суждение – (Я – В), (О – Б), (Д – А),
5 суждение – (Я – Б), (О – А), (Д – В),
6 суждение – (Я – В), (О – А), (Д – Б),
7 суждение – (Я – В), (О – Б), (Д – А),
8 суждение – (Я – А), (О – Б), (Д – В),
9 суждение – (Я – В), (О – А), (Д – Б),
10 суждение – (Я – А), (О – В), (Д – Б),
11 суждение – (Я – Б), (О – А), (Д – В),
12 суждение – (Я – Б), (О – А), (Д – В),
13 суждение – (Я – В), (О – А), (Д – Б),
14 суждение – (Я – А), (О – Б), (Д – В),
15 суждение – (Я – Б), (О – В), (Д – А),
16 суждение – (Я – А), (О – В), (Д – Б),
17 суждение – (Я – А), (О – В), (Д – Б),
18 суждение – (Я – А), (О – Б), (Д – В),
19 суждение – (Я – А), (О – Б), (Д – В),
20 суждение – (Я – В), (О – Б), (Д – А),
21 суждение – (Я – Б), (О – А), (Д – В),
22 суждение – (Я – Б), (О – А), (Д – В),
23 суждение – (Я – В), (О – А), (Д – Б),
24 суждение – (Я – Б), (О – В), (Д – А),
25 суждение – (Я – А), (О – В), (Д – Б),
26 суждение – (Я – В), (О – А), (Д – Б),
27 суждение – (Я – Б), (О – А), (Д – В).