Профессиография как метод выявления профессионально важных качеств

Отправной точкой для отбора на вакантную должность, как правило, является какой-либо «работный» интернет-сайт. Далее компании используют элементы своей разработанной системы профессионального психологического отбора. Разработка системы профессионального психологического отбора компании начинается с изучения специфики предполагаемой трудовой деятельности и выявления тех требований, которые профессиональная деятельность предъявляет к качествам личности работника, в том числе к профессионально важным качествам кандидата на замещение вакантной должности.
Одним из основных методов анализа профессиональной деятельности является метод профессиографии, включающий в себя такие понятия как профессиограмма и психограмма.
Профессиограмма – это способ представления и обобщения информации о профессии в виде описания ее ключевых элементов. Это конкретный документ, который может быть использован как в интересах профессионального отбора, так и для решения иных задач, связанных с организацией трудовой деятельности. Важнейшей составной частью профессиограммы является психограмма – перечень психологических качеств и личностных свойств, необходимых для успешного выполнения кандидатом на замещение вакантной должности своих профессиональных обязанностей.
Необходимая информация для составления профессиограммы может быть получена в рамках комплексного подхода, с использованием следующих приемов:
• изучения документации, регламентирующей анализируемую трудовую деятельность — наставлений, руководств, инструкций по эксплуатации,
• наблюдения за степенью эмоциональной напряженности труда, за условиями труда, за общением работников в процессе труда,
• составления фотографии рабочего дня,
• осуществления интервью со специалистами, выступающими в качестве экспертов по анализируемой трудовой деятельности,
• применения специальных опросников, предназначенных для оценки профессиональной деятельности.
Типовая структура профессиограммы включает в себя следующие разделы и подразделы:
I. Общие сведения о профессии.
1. Наименование и назначение профессии.
2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда.
3. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов.
4. Основное содержание функциональных обязанностей специалистов.
5. Основные показатели эффективности работы специалиста.
II. Условия деятельности.
1. Санитарно-гигиенические условия.
2. Организация и режим труда.
III. Социально-психологические факторы деятельности.
1. Характеристика коллектива, в составе которого специалист выполняет свои обязанности.
2. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей.
3. Мотивационные аспекты деятельности.
4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации.
IV. Содержание деятельности.
1. Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом.
2. Особенности приема информации.
3. Особенности переработки информации и принятия решения.
4. Структура исполнительских действий.
5. Анализ ошибок в деятельности специалиста.
6. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций.
V. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.
1. Характер и степень изменения психофизиологических функций в работоспособности специалиста.
2. Основные эмоциональные состояния специалиста.
3. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний.
VI. Психограмма.
1. Личностные особенности (требования к волевым качествам и чертам характера, склонностям и интересам, опыту социального поведения).
2. Сенсорно-перцептивные особенности (требования к качествам восприятия – зрительного, слухового).
3. Особенности мышления и памяти (требования к памяти, требования к воображению, преобладающий тип мышления).
4. Моторные свойства (необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).
5. Наиболее важные личностные качества.
6. Противопоказания к деятельности.